В районных больницах Архангельской области и сопредельных субъектов федерации катастрофическая нехватка персонала — врачи не едут. И их не заманишь ни жильём, ни домом, ни подъёмными, ни преференциями, ни даже хорошим оборудованием.
Сейчас государство и власти региона готовы предоставить всё, что пожелает душа выпускника СГМУ, но безуспешно.
Никто не едет (допустим) в Лешуконию или в Мезень. Просто потому, что далеко от цивилизации, дорог нет, связь плохая, климат — дерьмо, сходить кроме кружка самодеятельности некуда — всё бытиё явно не то, о чём мечтает молодой доктор.
И перспектив ноль. Уважение, нужность людям, клятва Гиппократа, долг перед согражданами — всё это пустые слова, сценарии к фильмам, когда дело касается твоей личной судьбы, твоих молодых годов.
Да и все подъёмные, доплаты меркнут по сравнению с возможностями областного центра или столиц — в Архангельске доктор отработал полторы смены в госбольнице и ещё заработает, сидя несколько часов в частной. Понятно, что в Лешуконии по этой теме не разгуляешься.
Итог. Тот же СГМУ каждый год выпускает сотни молодых врачей, а работать некому. Столицы и даже Ближний Восток кишат нашими выпускниками. Чуть ли не в каждой турецкой клинике можно спокойно и без акцента поговорить по-русски с выпускниками наших вузов.
При этом государство всех их выучило, потратило кучу денег.
Сейчас примерно 35% выпускников медицинских вузов и 40% выпускников колледжей, отучившихся на бюджете, впоследствии не работают в государственной системе здравоохранения.
В России не хватает около 23,3 тыс. врачей и 63,6 тыс. медработников среднего звена.
И вот ситуация стала настолько критичной, что Минздрав решил закрутить гайки.
Намедни Минздрав опубликовал на regulation.gov.ru проект федерального закона, которым предлагается обязать выпускников бюджетных медицинских вузов и колледжей проработать определенный срок в выбранных ими больницах и клиниках системы ОМС.
Жёстко? Да. Как в советские времена. Было так и с медиками, и с учителями, и с инженерами. Отучился — отработай и свободен.
Единственное отличие в том, что при СССР не было выбора.
Сейчас всё гуманно — выбор есть: не хочешь отрабатывать диплом — плати.
Не выполнившим обязательства по отработке придется компенсировать бюджету расходы на обучение.
Короче, все получившие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование за счет федерального или регионального бюджетов после выпуска должны будут отработать определенный срок в медицинской организации, оказывающей помощь в рамках ОМС.
Срок отработки, согласно законопроекту, не может превышать трех лет. Для ряда специальностей и территорий, например, для районов Крайнего Севера, он может быть по решению правительства сокращен.
Трудоустройство должно произойти в течение первого года после окончания учебного заведения.
Тема с выбором имеется и тут — выпускник может продолжить свое обучение. Это раз.
И два: выпускник сам выберет, в какой организации и в каком регионе отработать положенное.
Последнее — это принципиальное отличие предлагаемых изменений от советской модели распределения молодых специалистов.
Сколько стоит откупиться?
Есть примерные расчёты. Средняя стоимость подготовки медика — 203 тысячи рублей в год.
Считаем, про шесть 6 лет обучения и получаем примерную сумму отступных — 3,5 млн рублей.