С первого апреля, когда закрылись все ледовые переправы в округе, жители Хаврогор остались предоставлены сами себе — на противоположный берег Северной Двины можно было попасть либо на свой страх и риск, либо никак. Люди там привычные к таким лишениям, но в этом году они особенно затянулись. 

То ли из-за неправильной зимы, то ли из-за косности бюрократии, но в этом году обустройство сообщения деревень с цивилизацией займет больше месяца. Люди ждали ледохода как манны небесной, но вот река очистилась, а лучше не стало. 

С 1 апреля единственным безопасным способом пересечь водную преграду была поездка на аэролодке, но на 1500 человек такой техники выделили всего одну единицу. И то, по словам местных, судно на воздушной подушке принадлежит ООО «Двинлеспром» и перевозит только работников организации, но просьбе администрации эту машину привлекают для доставки тяжело больных на противоположный берег. Иными словами, это далеко не общественный транспорт. 

С продуктами и почтой дела обстоят не лучше. Последний завоз еды в Хаврогоры был 3 апреля — уже после закрытия переправ. С тех пор местные живут на запасах. Как сошел лёд, появилась надежда — лодочники. Лёд сошел, и простые мужики уже расчехляют свои лодки, чтобы помогать землякам перебираться через Двину. На них же ляжет и доставка продуктов себе и знакомым по личным просьбам. 

А теперь представьте, что всё описанное выше продлится еще 2 недели. Суммарно полторы тысячи человек 36 дней проживут отрезанными от остального мира. Всё потому, что паром запустят только 5 или 7 мая, когда откроется навигация. С тех же дней у подрядчика начинается срок исполнения контракта.

При этом в соседнем Виноградовском и Верхнетоемском округах паромы уже работают по расписанию. 

Для сравнения: в Архангельске тоже есть изолированные острова. Например, на Хабарке живет на треть меньше людей, чем в Хаврогорах, но что было бы, если жители этого острова на месяц остались бы отрезанными от города? Все бы стояли на ушах: от муниципальной власти до областной. Мы не говорим, что островитянам живется легко, но как только позволяет природа, на рейсы выходят буксиры. Делается всё, чтобы наладить сообщение. 

Но чем дальше от областного центра, тем проще проблемы людей воспринимаются вышестоящими органами власти. Месяц без связи с миром как будто норма, раз все якобы привыкли. На самом же деле полторы тысячи человек каждый день выходят к реке и мечтательно смотрят в даль, надеясь когда-нибудь получить достойную жизнь.