Накануне прошло заседание комиссии по вопросам строительства, землепользования и транспортной инфраструктуры Архангельской гордумы. Вопрос, который подняли депутаты, связан с работой перевозчика — транспортной компании «Рико».

Начнём с цифр.

С 1 января по 31 марта в Архангельске было зарегистрировано 144 ДТП с участием автобусов компании, в которых пострадали 8 человек.

Процент исполнения утверждённого расписания по муниципальным маршрутам составил в январе 2025 года — 95,95%, в феврале — 95,9%.

Как пояснили в департаменте транспорта, в транспортных компаниях мероприятия по обеспечению безопасности при осуществлении регулярных пассажирских перевозок проводятся аттестованными специалистами, прошедшими специальное обучение и имеющими соответствующую квалификацию.

В ТК «Рико» с водительским составом регулярно проводятся инструктажи по соблюдению ПДД. Контролёрами технического состояния ежедневно осуществляется предрейсовый и послерейсовый контроль техсостояния автобусов.

За новыми водителями также закреплены водители-наставники, на маршрутах организованы контрольные поездки.

На регулярной основе руководство «Рико» проводит встречи с властями города для обсуждения мероприятий, направленных на снижение аварийности.

По словам Алексея Веселкова, замдиректора ТК «Рико», компанию часто подводят подрядчики, которые осуществляют ремонт автобусов.

— Сейчас мы арендовали здание механического завода, закупаем оборудование и с начала мая будем осуществлять ремонт сами, — пояснил он. 

Депутат Денис Лапин спросил, осталась ли в «Рико» проблема с кадрами.

— Глобальных проблем нет, — ответил Веселков. — Например, сегодня нам не хватило автобусов. Водители просто сидели и ждали, так как подрядчики не смогли вовремя подготовить машины.

Депутат Мария Харченко заявила, что у людей есть много нареканий по организации маршрутов и обратилась к администрации: можно ли что-то поменять?

— Каждый маршрут — это увеличение объёмов работ и существенное изменений условий контракта, — пояснил директор департамента транспорта Максим Шемелин. — Если мы хотим менять маршруты, нам нужно будет заключать допсоглашение, соответственно, необходимо финансирование, которое отсутствует.

Мария Харченко также сообщила о нескольких случаях, когда водители разговаривают по телефону и спросила об установке валидаторов.

— Мы привлекаем таких водителей к дисциплинарной ответственности, — ответил Веселков. — В каждом автобусе есть камеры, которые направлены на них, и видео с камер просматриваются ежедневно. Что касается валидаторов, то мы продолжаем их установку. Стоит отметить, что у нас действительно есть нехватка кондукторов, на данный момент это вымирающая профессия. Сейчас мы валидаторы ставим на те маршруты, где маленький пассажиропоток и нет кондукторов.

Председатель Архангельской городской Думы Иван Воронцов также обратил внимание на то, что необходимо продолжить установку валидаторов в автобусах, и предложил размещать сзади автобусов табличку с контактами, по которым можно обращаться с жалобами на работу общественного транспорта.

Начальник отдела ГИБДД по городу Архангельску Михаил Долженко выразил обеспокоенность высокой степенью аварийности с автобусами ТК «Рико».

— Поверьте, мы очень активно работаем над предупреждением аварийности, но человеческий фактор всегда имеет место быть, — пояснил Алексей Рожин, начальник службы эксплуатации ТК «Рико. — Мы делаем всё, что в наших силах и прекрасно отдаём себе отчёт в последствиях. В последнее время даже показываем водителям видео с ДТП и разбираем их. 

Отвечая на вопрос Марии Харченко о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте, Максим Шемелин пояснил, что такого в планах на этот год нет.

— Можно всё-таки продумать проезд льготного проезда для школьников и студентов? — поинтересовалась Харченко.

— Это сложный вопрос. Нужно понимать, что мы исполнители по контракту. Но проработаем этот момент, — ответил Рожин.

— У депутатов накопилось много вопросов к «Рико», хотя нельзя отрицать, что с приходом данной компании обновился транспортный парк, теперь люди понимают, что если в графике есть автобус, то они смогут уехать на нём даже поздним вечером, к тому же — внешний вид общественного транспорта придаёт определённый позитив административному центру Архангельской области.

Разговор сегодня получился достаточно эмоциональный, но такие встречи нужны. Необходимо обсуждать проблемные моменты и искать пути их решения. Представители компании «Рико» нас выслушали, будем надеяться на дальнейшее взаимодействие и улучшение транспортной доступности для жителей Архангельска, — резюмировал Иван Воронцов.

Итоги заседания также подвёл председатель профильной комиссии Денис Лапин:

— Были вопросы по статистике ДТП с участием автобусов ТК «Рико», по выходам автобусов на маршрут и т. д. По итогу контрактные обязательства, конечно, соблюдаются, но на грани.

Сегодня нам сообщили, что у «Рико» появился свой ремонтный цех, и мы надеемся, что ситуация с выходом автобусов на маршруты стабилизируется, так как транспортная компания не будет зависитесь от подрядчиков.

Что касается междугородних автобусов, то контракт по ним истекает 1 июня, и в новом документе, как мы надеемся, будут предусмотрены наши пожелания по улучшению работы. Стоит отметить, что автобусы на таких маршрутах принадлежат области и по условиям конкурса сдаются в аренду перевозчику.

Нам надо продолжать взаимодействовать с ТК «Рико», чтобы прорабатывать какие-то проблемные моменты по маршрутам, чтобы учитывались пожелания граждан. Сейчас понятно, что где-то нужно добавить автобусов, где-то поменять схему движения, где-то изменить расписание. Обсуждение маршрутной схемы и будет ключевым моментом предстоящей рабочей встречи депутатского корпуса, ТК «Рико» и представителей администрации Архангельска.