В первую очередь глава региона отметил значимость для Северного морского пути порта Архангельск — первого морского порта России, деятельность которого сегодня активно развивается.

— Традиционно переваливаем от 5 до 6 млн тонн в год через архангельский порт. Этот объем растет, у нас появляются новые компетенции, активно развиваются контейнерные перевозки, — рассказал Александр Цыбульский. — Наладили прямую линию с китайскими партнерами, запустив программу «Арктический экспресс № 1». Груз полностью мультимодально формируется в Московской области, по железной дороге приходит в Архангельск, догружается грузами наших экспортеров и дальше практически по безостановочной линии направляется до порта Шанхая, Даляня и других портов Китая. Маршрут очень хорошо себя зарекомендовал — в прошлом году мы уже перегрузили 13,5 тысячи контейнеров. Для нас это не традиционный груз. Если сравнить с 2017 годом — объем контейнерных перевозок увеличился в 30 раз. А в сравнении с 2023 годом — в 10 раз, то есть рост идет кратный. В этом году планируем еще в два раза увеличить объем, линия получилась самой короткой между Китаем и центральными регионами России.

Глава региона добавил, что порту нужно развиваться, комплексно модернизировать сопутствующую инфраструктуру: железнодорожную, автомобильную, портовую.

Еще один глобальный проект, которым правительство региона занимается совместно с Госкорпорацией «Росатом» и который включен в Комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, — строительство нового глубоководного района морского порта Архангельск.

Дальнейшее развитие портовой и транспортной инфраструктуры Архангельского транспортного узла возможно при разработке государственных мер поддержки, в том числе, как отметил Александр Цыбульский, речь идет о включении проекта по строительству глубоководного района порта Архангельск и подходной инфраструктуры в план развития Северного морского пути до 2035 года.