Напомним, в минувшие выходные уплыло кладбище на Валдушках. Потоп подобрался к могилам погибших участников СВО и по этому поводу немедленно разразился скандал. В экстренном режиме на погост пригнали экскаваторы, которые всю ночь копали дренажную канаву, но оперативность не спасла от прокурорской проверки. Контрольный орган вскоре даст свою оценку качеству содержания территории и наверняка найдет более вескую причину потопа, нежели резкий скачок температуры и «обильное таяние снега».
Валдушки топит ежегодно, но только в этом году ситуация с единственным кладбищем, где официально можно хоронить людей, стала обсуждаться на региональном уровне.
Кроме того, масла в огонь подлили воспоминания о заявлениях 6-месячной давности. Ровно полгода назад было решено расширять кладбище на Валдушках, на отсыпку четырех участков и дренаж было выделено 80 миллионов рублей. В октябре прошлого года выполненные работы получили положительную оценку от властей, но реальность поставила незачет.
Мы же уверены, что проблема кладбища на Валдушках относится ко всем архангельским кладбищам и пользоваться ими очень тяжело практически круглый год. Докажем данное утверждение на примере двух мест массового захоронения — Соломбальского кладбища и кладбища Вологодского.
В первом случае всё очень печально. Да, официально хоронить людей в Соломбале нельзя, но свежие могилы там периодически появляются. Предупреждаем тех, кто заранее прикупил себе кусок земли поближе к дому: не умирайте, пожалуйста, с октября по май. С конца осени по конец весны хоронить вас и организовывать прощания будет очень неудобно и накладно. Когда нет снега, большая часть Соломбальского кладбища превращается в болото и передвигаться по нему можно только по брошенным доскам, которые есть далеко не везде.
С середины зимы узкие дорожки наглухо заметает снегом и в некоторых местах можно провалиться по грудь и это не фигура речи. Люди с лопатами тут отсутствуют, как явление. Чистой остается только дорога до церкви. Те, кто сталкивался с необходимостью похоронить родственника даже в конце марта рассказывали, что у родных есть два способа пробраться к середине кладбища: либо самим взяться за лопаты, либо нанять частников.
В первом варианте убитые горем люди должны потратить пару дней на расчистку тропки и места будущего захоронения, а во втором случае цены могут разниться в зависимости от организации и объема работ. В среднем, придется заплатить пару тысяч, но можно и сэкономить.

Автор публикации 1 апреля попытался добраться до могилы своего родственника, похороненного не так и далеко от главной дороги и… не смог. Утоптанная тропка продолжалась едва ли полсотни метров, потом пришлось проваливаться по колено, а когда сугробы начали доходить до бедра, было решено отказаться от этой идеи.

Через месяц все эти снежные массы утопят кладбище точно так же, как и на Валдушках.
Администрация Соломбалы не слишком тратится на содержание данной территории. В 2023 году из бюджета было выделено 438 тысяч рублей на глухой забор по периметру, пару сотен тысяч ежегодно выделяется на свод деревьев и чуть меньше 400 тысяч рублей на уборку ТКО с весны по осень. Никаких контрактов на вывоз снега или расчистку дорог найти не удалось, хотя в случае с маймаксанским кладбищем, такие закупки присутствуют.

Зато в августе прошлого года районный бюджет выделил аж 756 тысяч рублей на свод аварийных деревьев. Осенью подрядчик приступил к работам и опростоволосился на весь город, поломав оградки могил, которые люди ставили за свои деньги. Опасных деревьев, кстати, стало не сильно меньше.


Иными словами, по большей части содержание Соломбальского кладбища — проблема самих соломбальцев.
С Вологодским кладбищем дела обстоят лучше. Как-никак оно самое главное в городе.

Отдельные участки также ежегодно уплывают, особенно в дальней от входа части. Здесь тоже есть проблемы с аварийными тополями и, внезапно, со следами собачьей жизнедеятельности. Почему-то собачники из окрестных домов полюбили выгуливать своих питомцев меж могил и не каждый из них носит в карманах пакетики.

Большая часть Вологодского кладбища тоже укрыта глубоким снегом, который обязательно превратит в болото отдельные участки, но тут хотя бы есть некое подобие дренажа по периметру и в середине. Главные дороги чистятся трактором, а на отходящих от них мостках явно бывали люди с лопатами, причем не так давно.

Увязнуть в снегу можно и здесь, причем особенно стараться не нужно, но тут хотя бы можно передвигаться из одного конца кладбища в другой, а это по нашим меркам уже большой плюс.

Это всё к тому, что проверять содержание кладбищ — дело важное и нужное, поэтому не стоит останавливаться на одних только Валдушках. Архангельские погосты — непаханое поле для всевозможных контролирующих органов.