Прибыть в Архангельск можно разными путями. Можно по воздуху (дорого). Можно по морю (вычурно). Можно на авто через М8 (на своём или автобусах; удобно не всем). А можно и по железной дороге. Это самый популярный способ для посещения столицы Поморья.

В 2024 году через Архангельский железнодорожный вокзал было обслужено:

    Пик пассажиропотока приходится на летний период (июль–август). Второй пик наблюдается в новогодние праздники, а минимальный пассажиропоток случается в феврале–марте. Хотя, честно говоря, больше половины поездов дальнего следования, особенно Котласский, практически всегда забиты битком. 

    Но если приехать в стольный град поморский по ж/д путям не составляет большого труда, то выехать из него вплоть до самого вечера — задача поистине невыполнимая. В промежутке с 8:00 до 16:45 из столицы Поморья нет вообще ни одного поезда — ни по одному направлению. Последний утренний поезд — это дежурка во главе с «Орланом» до Пуксы и, собственно, всё. Да, летом прибавится парочка южных поездов, но в остальные-то дни что делать?

    Допустим, вы из Няндомы. Вам надо в областную больницу. Вы прибываете утром, всё что надо сделали, 11 утра, надо бы домой. Но-но, говорит вам руководство Северной железной дороги. Ближайший поезд только в 16:45, на Котлас. Следующий — Московский в… 17:00. Выглядит бредово, не находите? Зачем ставить два поезда в почти одинаковое время? 

    Мало того, Котласскому поезду приходится ещё и стоять 10-15 минут на одной из станций через час после выезда из Архангельска, пропуская Московский вперёд себя. Ну и зачем это всё…

    Почему бы не передвинуть этот московский поезд на, допустим, 14:00? Было бы гораздо удобнее. И в Москве самой он был бы в семь утра, открывая для прибывших в столицу России гораздо больше возможностей и удобств. Но нет. Московские остальные идут из Архангельска либо ранним утром, либо вот в пять вечера, либо в 11. По-другому, видимо, никак. А зачем думать о простых пассажирах?

    Постулат РЖД в этом плане прост: не хотите — не ездите, это ваши проблемы, не наши. Причинно-следственная связь однобокой монополии и удобства простых пассажиров на железнодорожных путях костью в горле стоят у миллионов россиян. Но приходится, как говорится, терпеть. Ну, или вообще никуда не ездить.

    Аналогично и с другой дорогой. Поезд на Карпогоры ожидает вас только в начале шестого вечера. Конечно же, он 6/7 дней в неделю переполнен до отказа. Больше ничего в сторону Пинеги и дальше не идёт. 6 часов прекрасного пути, да ещё и опять же на «Орлане». Местные жители поначалу бунтовали, но потом смирились. Чюво поделать? А в СевЖД и рады: снова проканала «интереснейшая задумка» имени орланов.

    Про «Орланы» тоже можно ещё много написать, но за эти несколько лет поморы привыкли и к этому неудобству. Но не привыкли к другому. Почему по субботам не ходит Котласский поезд? 

    Вот приехали вы в Архангельск из Устьян по делам, выпавшим на пятницу-начало субботнего дня, а как из него уехать-то? На чём? Автобусы все сходу разбирают, как квас в жаркую погоду. Остаться ещё на ночь, чтобы полюбоваться красотами столицы Русского Севера? А если человеку противен город — уж не обессудьте, но очень многие поморы абсолютно не переваривают Архангельск, — то как быть? Да, да, предвкушаем ответы: гостиница, ТЦ, кино, Малые Корелы, бар «Арктика», «Паратов», «Чердак». Ну смешно же.

    Мало того, по субботам также не ходит и онежская дежурка. Либо суббота является каким-то особым днём для Северной железной дороги, раз сразу два поезда в сей день не ездят, либо же это какая-то коммерческая тайна, закрытая завесой дыма от тягового генератора. 

    А вот какая температура была недавно в Московском поезде, ставшим с недавнего времени «Вологодским», потерявшим свою «фирменность», а значит, и кусачую цену на билет (ненамного), и скорость (а вот тут намного). Как тебе такое, Илон Маск?

    К слову о ценах. Кто бы сомневался, но цены на билеты абсолютно на все поезда во всех направлениях с этой недели снова выросли. Обычная сидячка до станции Обозерская на Котласском поезде теперь стоит почти 600 рублей. Плацкарт без белья — 950. С бельём — почти 1200. Купе — 1600. 

    СВ в фирменном московском поезде, что выезжает на 15 минут позже Котласа, стоит до Обозеры 8800 рублей. Караул!

    Остальные цены на маршруты легко прикинуть самостоятельно. Чем дальше — тем больше цена. Только на пригородки ещё пока не подняли. Лучше уж не кричать, а молчать, как пел Виктор Цой в песне про электричку, а то и… Впрочем, ладно. 

    А всё остальное вы и так знаете. 

    Почти везде — старые вагоны, за исключением редких и дорогих «фирмачей». Туалеты хоть и био, но дай бог в вагоне работает хотя бы половина из них. Линейной полиции почти не осталось, линейщики нынче крайне редкие гости в поездах, поэтому квасить и стоять на ушах можно от самой поморской столицы вплоть до Кеми — если ехать в сторону Мурманска, — и до самой Коноши, коли держите путь до Москвы. 

    Мобильное приложение РЖД подвисает и тупит со стабильной регулярностью. Кассиры на станциях могут смело ненароком пробить вам билеты не то что на другое число — сразу же на другой месяц. На самих вокзалах почти везде поставили металлодетекторы и не особо разумных чоповцев (вневедомственная охрана, пардон), но в Архангельске на вокзал с улицы можно зайти слева и справа по перрону и пронести всё что угодно — бомбу, наркотики, проституток, хоть обезьянью задницу, — и никто вас не остановит и не проверит. Точно так же и на других малых остановках от города до Исакогорки и на остальных станциях Архангельской области. Эпоха безопасности, говорите? Как бы не так.

    А ещё по составам ходят продавцы эржэдэшной утвари. Обычные открытки, открытки для благотворительности, мааароженое, эскимооо, плаамбир, изделия янтарных дел мастеров, продукты и напитки — всё, что душа пожелает. За увеличенную цену, разумеется, доступен любой каприз.

    А про людей и их удобство опять забыли.