Столица Поморья с вечера вторника оказалась во власти разбушевавшейся стихии. Ураган не успел толком начаться, а уже повлёк за собой отключения электричества.
Одними из первых попали под раздачу дома по Вологодской улице и Троицкого проспекта в Архангельске. Свет вырубился в 22:20 18 марта. Ветер тогда только начинал усиливаться, а метелью чуть попахивало. Через полчаса электричество вернулось, однако не прошло и пары минут, как исчезло снова. Затем до 23:30 произошло ещё несколько скачков, в результате чего в одном из домов полетел насос, и жителям верхних этаже пришлось сидеть без воды до утра.
Следующая волна отключений началась после 16 часов 19 марта, когда на город обрушилась, пожалуй, самый мощный ураганный ветер этого сезона. Отключения были зафиксированы в Соломбале, Октябрьском и Ломоносовском округах.
Лишь ближе к 19 часам свет увидело следующее сообщение от «Россетей Северо-Запада»:
«Энергетики оперативно восстановили электроснабжение большей части потребителей в Соломбальском округе Архангельска после отключения линии 10 кВ. В настоящее время специалисты устраняют локальные технологические нарушения в Октябрьском и Ломоносовском округах. Электроснабжение будет восстановлено в ближайшее время.
Энергетики заранее перешли в режим повышенной готовности из-за урагана. На смене 133 бригады, привлечено 279 единиц техники. 19 дизельных генераторов общей мощностью 4,5 МВт в случае необходимости обеспечат резервное энергоснабжение социально значимых объектов. Сообщить об отключениях электроэнергии и замеченных повреждениях энергообъектов можно по единому круглосуточному бесплатному телефону #Россети 8-800-220-0-220 (короткий номер для мобильных телефонов — 220)».
В домах Октябрьского округа электричество при этом появилось лишь в районе 20 часов, поэтому говорить об оперативности как подключения, так и информирования не приходится. Вообще, как правило, подобные аварии в большинстве своём устраняют в течение получаса.
К «Россетям» со стороны граждан возникают серьёзные вопросы по обратной связи. Если вы когда-нибудь обращались по указанному выше номеру, то знаете, что связаться с живым человеком по нему нереально. Роботизированный голос примет заявку и в лучшем случае в ходе повторных звонков назовёт крайне условный срок подключения.
Конечно, тот факт, знаете вы или нет сроки подключения, звоните вы или нет на горячую линию, на скорость работ всё равно не повлияет, однако стоит учитывать, что кто-то работает из дома, и ему важно знать, когда у него появится электричество (дожидаться или бежать к друзьями у которых есть свет). К тому же не все дома оснащены автоматическим насосами и включать их или отрегулировать в случае сбоев приходится вручную, поэтому и УК должны быть в курсе хотя бы приблизительного и соответствующего действительности времени окончания работ.
Что примечательно, именно вчера также проходила сессия городской Думы, в ходе которой депутатам была озвучена информация о выполнении инвестиционной и производственной программ ПАО «Россети Северо-Запад».
Как стало известно из представленного доклада, по годам цифры вложений (в основном это технологическое присоединение, объекты выноса сетей и консолидация электросетевых активов) следующие: 2022 год — 14,49 млн рублей, 2023 год — 15,49 млн рублей, 2024 год — 341,02 млн рублей.
То есть за минувший год предприятие вложило в город в разы больше средств, чем в предыдущие периоды, однако именно в 2024-м число жалоб касательно ситуации с электричеством в областной столице выросло, особенно это касается привокзального района Архангельска.
И хоть директор Архангельского филиала «Россетей» Кайсин и заявил, что за прошлый год были зафиксированы убытки более чем в полтора миллиарда рублей, дела у ПАО «Россети Северо-Запад» с финансами обстоят неплохо. 18 марта была опубликовала финансовая отчётность за 2024 год, из которой следует, что чистая прибыль компании по итогам года составила 1,79 млрд рублей против убытка 0,55 млрд рублей годом ранее. Консолидированная выручка — 62,72 млрд рублей.
Так что плакать Ярославне в данном случае не о чем.
В ходе сессии депутаты также указали на то, что получить обратную связь от предприятия касательно отключений затруднительно и это, конечно, не устраивает ни их, ни жителей.
Вот и выходит, что Архангельск к разгулу стихии был не готов.
Во-первых, аварии устранялись дольше обычного. Даже когда 30 декабря почти город отрубило от света, подключение заняло всё те же стандартные полчаса.
Во-вторых, жители были морального не готовы к тому, что они не могут получить достоверной информации об авариях и сроках их устранения, да в целом дозвониться хоть в аварийку, хоть в Единую диспетчерскую службу было затруднительно, а кто-то сделать этого так и не смог. О бездушном роботе «РС-З» уже всё было сказано.
В-третьих, хоть о буйстве стихии и было известно заранее, различные паблики, в том числе и госорганизаций, в то время, когда люди уже сидели без света, выдали лишь телефон всё той же горячей линии.
Можно было бы сказать спасибо хотя бы за это, но на ум приходит цитата персонажа Марка Уолберга из фильма «Отступники».
Так что благодарить тут не за что. Деньги получаете, так и работайте нормально. Граждане вам уже оценку выставили и спорить тут не о чем.