Режиссер: Тим Милантс.

В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш, Мишель Фэйрли, Клэр Данн, Хэлен Биэн, Патрик Райан.

Премьера в РФ 13 марта 2025 года.

13 марта на большие российские экраны выходит очередной хит сезона с Киллианом Мёрфи — «Мелочи жизни». В Голливуде, похоже, принято после громкого успеха слегка «попуститься» и уделить время своеобразному патриотизму, уехав на Родину посниматься в местном кино.

Вигго Мортенсен поступил так после ошеломительного проката «Возвращения короля», снявшись в испанском блокбастере «Капитан Алатристе», Рассел Кроу сделал то же самое после «Гладиатора», сыграв капитана одинокого фрегата в камерном, но невероятно проработанном австралийском «Хозяине морей».

Киллиан Мёрфи, подарив нам замечательного Роберта Оппенгеймера, тоже вернулся в родную Ирландию, чтобы отдаться роли угольщика в недорогой и спокойной по темпу социальной драме. Звёздный состав участников не ограничивается одним Мёрфи: в режиссерское кресло сел постановщик «Острых козырьков» Тим Милантс, а продюсерами выступили Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, чьему вкусу мы доверяем еще со времен работы с Кевином Смитом.

Мелочи жизни снова забрасывают зрителей вместе с Киллианом Мёрфи куда-то в рабочие кварталы, только на этот раз не в тупичок Бирмингема начала ХХ века, а в ирландский городок 1985 года.  

Мёрфи поручили играть простого работягу Билла Ферлонга и даже в этом образе актер смотрится интересно, хотя бы потому, что непривычно видеть его в роли самого обычного гражданина. Мы привыкли видеть Киллиана в эксцентричных ролях вроде Томми Шелби, Пугала из «Темного рыцаря», даже Оппенгеймер в его исполнении позволял проявлять самые разные эмоции, являясь заносчивым ученым-харизматиком.

Кем-то похожим на главного героя «Мелочей жизни» Мёрфи был в «Дюнкерке», но там ему не дали реплик и тем более возможности сыграть теплые семейные чувства.

В новом фильме герой Билл Ферлонг тяжело трудится днём, явно пытается быть хорошим семьянином и отцом, но становиться любовником ночью у него уже не получается. Ферлонг владеет небольшой угольной компанией, снабжающей топливом пару улиц. Должность начальника не освобождает его от необходимости махать лопатой и развозить заказы клиентам.

Конфликтом завязки сюжета служит необходимость встретить Рождество, как люди. Семья откладывает по паре шиллингов в неделю, но этого всё равно не особенно хватает на достойный стол и подарки. Через гордую нищету героя Киллиана Мёрфи показывают человеком высокой морали, но невероятно уставшим от жизни. Его запоминающиеся острые скулы в этой ленте выглядят болезненно, а лицо больше напоминает обтянутый кожей череп высушенного работяги.

Сам городок — депрессивная дыра по ирландским меркам: серые мостовые, плавно перетекающие в серые здания позапрошлого столетия, на дворе вечная осень, а крыши домов круглые сутки скрыты под смесью копоти и тумана. Вся жизнь вращается вокруг промзоны, дающей людям деньги и церкви, приносящей пищу духовную.

Местная часовня — вообще место архиважное. Только там Билл улыбается, глядя как поет одна из его дочерей. В набожном городе, где все знают всех, авторитет священников непререкаем и важнее всего для главного героя будет перебороть благоговение перед католиками.

Обычно Ферлонг остается глухим к чужим бедам. Нищий мальчишка, ворующий кашу из собачьей миски или чья-то супружеская ссора под его окнами — не дело Билла, которому не нужны проблемы, но, что-то в его груди надламывается, когда он отвозит очередную партию угля в местный женский монастырь.

Как только сестра отвернулась, к Ферлонгу подлетела послушница с мольбами сделать что угодно, только лишь бы забрать её оттуда.

Тут стоит отступить, дабы сообщить, что речь в «Мелочах жизни» идёт об ирландских приютах Магдалины. Названные в честь святой блудницы, эти учреждения на протяжении двух веков «исправляли» таких же грешниц женского пола.

В XVIII веке в приюты-монастыри можно было угодить за не вовремя начавшиеся или не начавшиеся месячные, позже нравы несколько смягчились, но ирландское общество еще очень долго оставалось набожным и крайне пуританским.

Женщин в этих монастырях заставляли трудиться большую часть суток, в перерывах били и назначали десятки часов молитв. За разбитую посуду могли заставить есть с пола или выгнать спать на улицу под дождь в одной рубахе. На завтрак полагался кусок хлеба, смазанный жиром и кружка воды, на обед суп из водички и водички, а на ужин могла быть крупа.

Даже в ХХ веке родители сдавали своих дочерей в такие заведения, чтобы там им «голову подправили». Если девушка нагуляла ребенка до брака, то семья вполне могла упечь её в такой вот монастырь. Дети, родившиеся в застенках, забирались у матери и отдавались в приюты. Иногда заключенным давали выкормить младенца грудью в течение месяца-двух, но не более.

Дополнительный кошмар заключался в том, что приюты Магдалины всецело поддерживало государство. Самые разные ирландские правительства на публике говорили о правильном воспитании молодёжи, а на самом деле просто пользовались рабским трудом прачек и уборщиц, которыми днями напролет работали приютские «блудницы».

Весь кошмар, творящийся в монастырях стал достоянием общественности лишь в 1993 году, когда вскрылась братская могила близ дублинского приюта, где лежало 155 женских трупов, хотя свидетельства о смерти были выданы лишь 72 умершим. За следующие 3 года под давлением СМИ абсолютно все приюты были закрыты, а культура осмыслила это явление лишь в начале 2000-х.

А что же ирландское общество? Как раз об этом и снят фильм «Мелочи жизни». Простые ирландцы всё прекрасно знали и, если не видели полной картины, то уж точно понимали, что девушкам в приютах несладко.

Герой Киллиана Мёрфи с первого же посещения монастыря чувствует, что-то неладное, видит, как послушницы смотрят на сестёр, но всё равно успокаивал себя мыслью: «Так заведено, значит так надо». Жена главного персонажа вполне искренне считала, что «девки» из монастыря сами заслужили такую участь, ибо нечего блудить направо-налево.

Более того, семья хочет и своих дочерей отдать в монастырь на обучение, чтобы получить праведных христианок.

Фильм ставит перед зрителем классическую дилемму о виновности еврея, который просто кладёт дорогу к концлагерю. С одной стороны, и Билл, и его семья — благочестивые католики в рамках, требуемых окружением. Все зарабатывают честным трудом и никому не хотят зла.

С другой, все на экране, кажется, забыли, что Иисус велел помогать ближнему, как самому себе.

Нежелание таких вот простых работяг заглянуть за занавеску просто ради того, чтобы не портить свою картину мира — вот главный грех «Мелочей жизни». Сегодня, пожалуй, каждый ирландец знает, чем были приюты Магдалины и для них это кино имеет двойное дно.

Это все остальные уже после просмотра лезут в Интернет и читают жуткие рассказы женщин, которым не повезло «исправляться» в таких заведениях, а местные очень легко могут поставить себя на место любого из героев, представить, как он точно так же веселился, жил свою жизнь, думал о подарках, пока буквально за углом круглые сутки раздавался женский плач.

С одной стороны, «Мелочи жизни» выдвигают против героя очень уж простые аргументы: «Не высовывайся, зачем нам пересуды соседей?», «У них всё схвачено, куда ты полезешь?», «Подруга подруги тоже проходила через это и ничего».

С другой, от простоты этих уговоров становится вдвойне обидно за весь мир. Почти до самого финала думаешь, что Билл поддастся на призывы жены «поступить разумно» (читай, — «оставить всё, как было»), но нас всё же порадуют каким-никаким хэппи эндом. Немного омрачает концовку осознание того, что после событий фильма приюты просуществуют еще 10 лет, но главный герой так или иначе запомнится в положительном ключе.

Кино хвалит Билла за то, что он сделал хоть что-то, но антагонистка в лице главы монастыря остается такой же властной и безнаказанной. Один человек спас другого, не более, при этом, практически ничем не пожертвовав. Вроде бы, чего-то такого и требует христианство от мирян. 

Помимо замечательных Киллиана Мёрфи в роли протагониста и Эмили Уотсон в роли лицемерной сестры-настоятельницы, «Мелочи жизни» радуют хронометражем. От подобной ленты ждешь полотнища часа на 3, но авторы легко уложились в 1,5 часа, не потеряв при этом ни экспозиции, ни раскрытия всех важных для сюжета лиц, ни социального комментария. Даже прожженные любители «Форсажей», которых в кино затащит девушка, не успеют заскучать. 

Режиссер смог донести мысль, вообще не прибегая к сценам жестокости, оправдывая название ленты. Для жителей небольшого городка чья-то пьяная драка, ободранный бесхозный ребенок и издевательства в монастыре это и правда мелочи жизни. Вот Рождество и воскресная молитва — штуки важные, там падать в грязь лицом нельзя.

Именно поэтому авторы показали именно столько, сколько нам, как простым горожанам, положено видеть и то с избытком, ведь герой Мёрфи вообще не должен был оказаться в монастырских коридорах.

Если хотите большей жести, то милости просим в шотландский фильм 2002 года «Сестры Магдалины», а история со стороны журналистов-расследователей, опрашивавших девушек из приютов, рассказана в свежем сериале «Женщина в стене».

В случае с «Мелочами жизни» сам фильм не так интересен, как поднятая им история. С другой стороны, автор рецензии вместе с огромным числом землян вообще впервые узнали о существовании приютов Магдалины благодаря этой ленте.

18+

Александр Губкин.