Режиссёр: Феликс Умаров.

В ролях: Юрий Борисов, Паулина Андреева, Анна Чиповская, Сергей Гилев, Роман Васильев, Евгений Шварц, Илья Любимов.

Премьера 14 февраля 2025 года.

И снова о Юре Борисове. «Наш в Каннах» снова смотрит на россиян со всех постеров, но на этот раз в образе нашего всего — Александра Пушкина. Работа в госкино в прямом значении термина для лысого актёра — не новость. Он уже был и в «Союзе спасения», и в сиквеле «Притяжения», и в фильме «Тренер», и в одноименном байопике о Калашникове.

Учитывая список не самого плохого авторского кино, идущий параллельно с работами Борисова в вышеназванном перечне, еще раз подчёркивает двойственность судьбы этого человека. Даже сейчас параллельно с «Пророк. История Александра Пушкина» идёт куда более интересная на первый взгляд драма «Кончится лето», где у Юры также главная роль.

Тем не менее, на «Пушкина» народу пойдёт явно больше и поэтому в данной рецензии речь пойдет об этом фильме, чтобы, прочитав её, хоть несколько зрителей отдали предпочтение второй ленте с главной звездой последних месяцев.

Создатели нового фильма про Александра Пушкина в качестве миссии своей картины заявили «необходимость стряхнуть пыль с портрета поэта». Не совсем понятно, когда он успел запылиться, ведь с 1991 года вышло 7 картин об Александре Сергеевиче. Про него снимали и биографии, и мультики, и мюзиклы, а уж список документалок и вовсе слишком длинный для этого материала.

Предпоследней была низкосортная комедия «Спасти Пушкина», вышедшая в 2017 году. Спустя 8 лет образ поэта опять, похоже, нужно освежить, а то школьники как не понимали, зачем их пичкают стихами про памятник нерукотворный, так и не понимают.

Дабы заинтересовать молодёжь, Пушкин и все окружающие (даже Николай I) теперь читают рэп. Нельзя назвать данное решение свежим, но хоть какая-то попытка в мюзикл — это уже лучше, чем нравоучительный и скучный пересказ биографии, как это было, например, в «18-14».

Новое кино о великом поэте вообще всем своим видом хочет показаться нескучным. С первых же кадров главный герой — настоящая звезда, весь Петербург скандирует его имя, дамы в вечерних платьях по пояс высовываются из окон, чтобы хоть краем глаза посмотреть на светоч русской литературы.

Всеобщее ликование продолжается недолго и история улетает на 10 лет назад в Царскосельский лицей, где совсем еще юный Пушкин тайком пробирается на задний двор, чтобы поучаствовать в дуэли на шпагах, которая быстро перерастает в обычную подростковую драку.

За нарушение императорского запрета на дуэли лицейский надзиратель Пилецкий устраивает Пушкину выволочку на глазах всего класса, за что получает вызов… на рэп-батл. Немедленно остальные дети начинают стучать в такт по партам, задавая бодрый бит, а будущее наше всё начинает стелить речитативом.

Раз авторы так хотели понравиться молодому поколению, то справедливо будет назвать происходящее в рэп-сценах лютым кринжем. Биты порой бывают уж слишком эпичными, но под один и тот же ритм, а сами стихи не то что настоящему Пушкину в подмётки не годятся, они на два порядка хуже, чем у тех самых рэперов из 2015 года.

Те, кто писал эти строки, явно ничего общего с батлами никогда не имели. Мало того, что каждая вторая рифма — это глаголы и в начальной форме и наречия, что всегда считалось низом поэзии, так еще и строфы разные по размеру и по ритмике. Где не удавалось подобрать рифму на глагол, там вставили слово похожее по созвучию. В общем, слушать эти попытки в рэп тяжело, а подобных сцен будет много.

Зато всё, что не рэп — вполне слушабельно. Особенно удалые саундтреки от The Hatters, которые очень хорошо ложатся под атмосферу пьяного ночного Петербурга.

После слива по фактам перед толпой Пилецкий, как и на самом деле, оставляет должность, а действо снова переносится на несколько лет вперед. За время, оставшееся между сценами Пушкина, похоже, сильно помотало и теперь перед нами Юра Борисов в смешном парике Укупника. На самом деле, чисто визуально не всё так плохо и, приложив усилия, можно заставить себя поверить в то, что перед нами действительно Александр Сергеевич. Просто Борисова сейчас везде так много, что в первую очередь видит актёра, а не героя. Тем более, актерского откровения в этом кино не случилось. Юра Борисов в роли Пушкина — это Юра Борисов в роли Михаила Калашникова или Юра Борисов из «Союза Спасения». Разницы нет.

Далее сюжет развивается согласно биографии поэта. Никакой отсебятины заметить не получилось и для развлекательного кино он неплох. Единственное, что перед просмотром юному зрителю всё-таки стоит ознакомиться с биографией Пушкина, ведь связи между главами в фильме почти не будет.

Связь между Пушкиным-лицеистом и Пушкиным-кабачным рэпером еще можно домыслить, но по фильму не понятно, как озорной гуляка внезапно превратился в революционера и стал симпатизировать декабристам. Про само восстание тоже сказано лишь в общих чертах. Отношения Александра Сергеевича с властью показаны подробно, но не видно рефлексии героя, вынужденного прогнуться под цензуру.

И еще одно важное упущение: почти все свои великие стихотворения главный герой пишет где-то за кадром и читает их в основном в перерывах между главами.

Чего у нового фильма не отнять, так это красоты декораций. Санкт-Петербург в очередной раз отлично сыграл сам себя, но и остальные декораторы не подкачали. Атмосфера мрачноватого большого города XIX века передана хорошо и порой ловишь себя на мысли, будто глядя на Пушкина, вспоминаешь Суини Тодда.

А вот кто поленился, так это хореографы и постановщики танцевальных номеров. Нормальные мюзиклы немыслимы без масштабных сцен, где куча массовки повторяет синхронные движения, в кадре одновременно происходит четко скоординированная вакханалия за счет чего музыкальные вставки захватывают всё внимание зрителя.

В новом «Пушкине» такие кадры имеются, но чуть ли не каждый номер превращается в хаотичную нарезку. Нет ощущения целостности номера, а от частоты смены планов хочется наоборот почаще моргать. Видно, что авторы насмотрелись американских мюзиклов и попробовали переснять их на питерских улочках, но получилось так себе. Даже «Стиляги» 17-летней давности смотрелись лучше.

Еще одна проблема — безликие персонажи второго плана. В начале друзья Пушкина дают надежду, что фильм будет жить не одним только главгероем, но со второй половины эти ожидания становятся всё более беспочвенными. Женщины Александра Сергеевича — отдельная «прелесть». Что Гончарова, что графиня Воронцова исполнены крайне плохо. Первая просто зачитывает текст и иногда благостно улыбается, а вторую наоборот кидает от образа оторвы к строгой доминаторше.

Так и получается, что не особенно эмоциональный Борисов является в этом фильме главным во всех смыслах.

Самое печальное — отсутствие Пушкина в фильме про Пушкина. Зритель не только заранее должен знать, кем был Александр Сергеевич, но и помнить его произведения. После просмотра ленты очень сложно понять, как главный герой стал нашим всем. В кадре поэт вызывает каждого второго на дуэли, веселится с графиней Воронцовой, спорит с императором, а потом — раз и «встречайте новую поэму великого Пушкина „Бахчисарайский фонтан“». Когда он успел её написать? Что у него было в голове всё это время? Муки творчества показаны лишь в одном неплохо снятом клипе на втором часу картины.

Весь хронометраж — это динамичные, но вырванные из контекста эпизоды из биографии главного героя.

Рок-звезду из Пушкина слепить тоже не получилось, ведь чем ближе к концу, тем меньше в нём молодецкой удали и бесшабашного поведения. Он всё сильнее погружается в безумие, продиктованное ревностью и нереализованностью и умирает в довольно мрачной атмосфере.

Кроме прочего, неясно, почему Пушкин — пророк. В советской трактовке это звание понятно: и поэт, и декабристы — все они предвестники революции, но в фильме персонаж ничего не предсказывает и никого ни о чем не предупреждает.

Сам по себе «Пророк. История Александра Пушкина» — не очень плохое кино. Оно просто безыдейное. Может быть, подросткам даже зайдет. Да, они ничего не поймут, но хоть развлекутся на два часа и отложат в голову пару эпизодов из биографии поэта.

Взрослым же в зале делать совсем нечего. Никаких интересных мыслей с экрана вы не подчерпнете и именно поэтому, если уж поддерживать рублём фильмы с Юрой Борисовым, то лучше отдать деньги за билет на «Кончится лето», а подобных лент про великих людей из нашей истории «Фонд Кино» наклепает и без нашего участия.

12+

Александр Губкин