Режиссер: Грег Кведар.

В ролях: Колман Доминго, Кларенс Маклин, Шон Блэкман, Пол Рейси, Дэвид Гироди, Патрик Гриффин.

Премьера 10 сентября 2023 года.

Просматривая список претендентов на «Оскар» и усиленно отмахиваясь от вездесущей «Аноры» можно наткнуться на куда более чувственный и вдохновляющий фильм — «Синг-синг».

Поначалу может показаться, что на главную кинопремию заявилась типичная фестивальная лента, на которую награды должны сыпаться только за счет цвета кожи актеров. Подобная трактовка не лишена смысла и зависит от глаз смотрящего. Мы рекомендуем отложить предубеждение и на полтора часа сесть на строгий режим в американской тюрьме вместе с героями фильма.

Стоит отметить, что «Синг-синг» — всего лишь вторая работа в карьере режиссера Грега Куиндара. Первой был никому неизвестный и, судя по отзывам, провальный боевик, вышедший аж 8 лет назад.

Не знаем, страдал ли творец все эти годы от первого провала или просто ждал, пока из мест лишения свободы освободится главная звезда его следующего проекта — Кларенс Маклин.

Да, в фильме про тюрьму главная роль и большинство второстепенных достались реальным сидельцам и одно это заслуживает внимания. Когда в добротной истории люди играют самих себя, её всегда интересней смотреть, да и на погружение влияет положительно.

В реальной жизни Макнил отсидел целых 17 лет за ограбление с убийством, действительно исправился и до съемок в «Синг-синге» занимался работой с трудными подростками. То есть, являлся прототипом сразу для двух главных героев.

Фильм рассказывает об исправлении матёрого рецидивиста через искусство. В колонии самого строгого режима «Синг Синг» пользуется большим успехом местный театральный кружок, глава которого — Дивайн Джи — обожает английскую классику и пишет собственный пьесы. После завершения очередного сезона освобождается один из актёров зэчьей труппы и кружку нужен новый человек.

Новым актёром становится Дивайн Ай — закоренелый преступник, тюремный авторитет. В кругу режимных интеллигентов он выглядит инородным телом: труппу раздражают манеры Дивайна, а его бесит жеманность и заумность речей новых коллег.

На первую репетицию новичок приходит от скуки. Разминку он пропускает, не желая кривляться вместе с остальными, однако во время мозгового штурма проявляет себя, предлагая наконец сыграть комедию, вместо очередной классической драмы.

Всеобщая поддержка и одобрение этой идеи обескураживают Дивайна, привыкшего отстаивать своё мнение по уличным правилам. И первый шаг к исправлению происходит уже на 15 минуте.

Позже зрителю покажут диаметральную смену характеров двух Дивайнов. Жесткий рецидивист обретает надежду и всерьез встаёт на путь к исправлению, поддерживаемый возможностью досрочного освобождения и новыми друзьями. Глава театрального кружка наоборот закрывается и черствеет, получая один отказ в УДО за другим. К концу последний, конечно, обретет новый смысл жизни, но подобный поворот здесь используется исключительно, чтобы закончить фильм на хорошей ноте.

Как правило в конце большинства фильмов о тюрьме герой так или иначе оказывается на свободе. Неважно, как получается попасть за забор: с помощью побега или честно отсидев свой срок. Даже главный герой «Зеленой мили» в конце освобождается, пусть и не в буквальном смысле. Именно поэтому все фильмы про заключенных — это фильмы про надежду.

В «Синг-синге» у героев другая цель. Само собой, свобода — это мечта любого заключенного, но в этом кино персонажи становятся свободными еще за колючей проволокой. Это лента про созидание внутри жестких условий, а не про попытки противостоять окружению или про слом порядков.

Собственно, и сама тюрьма тут показана очень светлой. Над зоной постоянно светит солнце, яркие лучи пробиваются в серые одиночные камеры, играя на контрасте с цветом кожи актеров.

С точки зрения российского зрителя слова «тюрьма самого строгого режима» в контексте фильма вызывают ухмылку. Режиссер пару раз вкидывает сцены, говорящие, что в подобном месте действительно живётся не сладко, но в целом киношный «Синг Синг» не выглядит казематом для самых закоренелых преступников.

На «самом строгом режиме» заключенные свободно передвигаются по территории, между сидельцами свободно ходят наркотики и устраиваются разборки из-за них прямо на глазах охраны. Надзиратели никоим образом не вмешиваются в жизнь персонажей. Все конфликты продиктованы внутренними переживаниями героев и внешние обстоятельства почти не вмешиваются в повествование.

Социальная составляющая также отсутствует напрочь. Авторы не делают комментариев в сторону тюремной системы США и не дают ответа на вопрос, как не стать её частью. Зато слов про исправление здесь предостаточно.

«Синг-Синг» — это один большой сеанс психотерапии, где все его участники словно подводят итог своему пути к нормальной жизни и от наблюдения за этим остается куча положительных эмоций. Тут работает упомянутое понимание того, что почти все люди на экране — реальные бывшие убийцы, грабители и прочие асоциальные элементы. Они весело кривляются на камеру во время репетиций, нарочито переигрывают в тюремном театре и в результате совсем не выглядят угрожающе. Скорее они смотрятся даже мило.

Декорации к спектаклям, которые актёры мастерят своими руками из подручных материалов, выглядят так по-детски, а дурацкий плащ из одеяла на огромном парне с татуировками на лице заставляет по-доброму улыбнуться. Наверное, ради таких эмоций и был снят «Синг-Синг». 

Отметим, что дубляж у фильма не самый лучший, поэтому рекомендуем смотреть с субтитрами. Это поможет еще сильнее погрузиться в атмосферу тюрьмы за счет специфического уличного акцента героев.

18+

Александр Губкин