Режиссер: Джо Стефенсон
В ролях: Джейкоб Форчун-Ллойд, Эмили Уотсон, Эд Спелирс, Эдди Марсан, Эдди Иззард, Люк Аллен-Гейл, Майло Паркер.
Премьера в России 30 мая 2024 года.
Байопики о великих музыкантах, похоже, выбрали довольно опасный путь — рассказывать о том, как музыкантов продавали их продюсеры. «Элвис» 2022 года снят не столько о мистере Пресли, сколько о его менеджере Томе Паркере, а в 2024 году вышел фильм, названный у нас «Пятый битл» («Мистер Мидас» в оригинале) про Брайана Эпстайна, которого в ливерпульской четверке называли просто Эппи.
Опасной эта дорожка становится потому, что приносит в великую музыку слишком много коммерции. Мол, если бы не грамотный делец, управляющий артистом, то ни Элвис не разорвал бы эстраду, захваченную Синатрой, ни Битлы не сместили бы Пресли с трона. Как будто дело лишь в умении продавать, а не в поиске нового звучания, не в желании перевернуть мир, не в энергии, которой музыканты заряжают своих фанатов.
С другой стороны, чего про Beatles еще не сняли? Группа выпускала документалки сама про себя, Леннон и Маккартни обмазаны фильмами и статьями по самые уши, Ринго и Харрисон чуть отстают, но и про них мы знаем, кажется, всё, что можно. Правда, с такой логикой можно дойти до показа судьбы Леннона от лица его гитары «Gibson».
Впрочем, Эпстайн действительно играл первую роль в продвижении ливерпульской группы на заре её популярности и на теневую сторону Битлов было бы интересно посмотреть, если б фильм не назывался «Мистер Мидас». Нам с порога заявляют, что кино будет крайне комплементарным к своему герою. В реальной жизни такое название тяжело оправдать, поскольку в биографии Брайана были Beatles и… Всё. Да, его компания раскрутила многих известных музыкантов, но Эпстайн долго отходил от разрыва с битлами, а потом перепил снотворного и умер. Получается, царь Мидас от мира рок-н-ролла лишь раз использовал свою волшебную руку и мигом обжегся.
Так или иначе, звание пятого битла у героя одноименного фильма появилось заслуженно.
По традиции байопиков на старте лента показывает Эпстайна молодым человеком, стремящимся выпорхнуть из-под гиперопеки еврейской семьи, которая хочет, чтобы Брайан продолжил семейное дело и продавал мебель. Талант торгаша у главного героя есть с самого начала: отец хвалит его за то, что сын продал два зеркала женщине, сказав, что та в них отлично смотрится.
Сам же Брайан обожает музыку и хочет торговать не табуретками, а пластинками, чего и добивается за первые 10 минут фильма. Дальше в его жизни случается тот самый концерт в клубе «Cavern», на котором главный герой с первого взгляда влюбляется в четвёрку и ставит целью жизни сделать их всемирно известными и обскакать Элвиса.
В фильме Beatles подаются, как абсолютные ноунеймы, хотя на самом деле к приходу Эпстайна о них уже писали ливерпульские газеты, музыканты выпускали пластинки и были известны далеко за пределами родного города. В контексте байопика о менеджере группы такой ход объясним, но с точки зрения автора рецензии подобное принижает музыкантов, не совсем заслуженно возвеличивая молодого продюсера.
По канонам жанра после экспозиции должен следовать быстрый успех, готовящий почву для конфликта во втором акте. Следуя этому правилу, «Пятый битл» превращается в набор случайных фактов о группе и её менеджере: их знакомство происходит на 11 минуте, к 15 минуте уже подписан первый контракт, следующие 5 минут герои готовятся к легендарному туру по Америке и вот они уже мировые знаменитости.
Чтение статьи на «Википедии» отнимает больше времени, чем кино уделяет развитию главного музыкального коллектива прошлого столетия.
При этом, личности музыкантов никак не развиваются, хоть сколько-нибудь переживает за их судьбу только Эпстайн, а четверке хочется хулиганить и вести себя, как стереотипные рок-звезды.
После попурри из интересных фактов зритель внезапно обнаруживает, что у главного героя появляются признаки невроза, хотя ничего до этого не намекало на проблемы его психики. Чтобы объяснить этот момент, приходится додумывать за авторов: понятно, что плотный гастрольный график вымотает любого, но лента не потрудилась показать перемены в главном персонаже.
Разобраться в происходящем зрителю помогает закадровый голос, говорящий от лица самого Эпстайна, но лишь интонацией, которая становится всё печальней. Важнейшие эпизоды в истории становления Битлов фильм проговаривает, а не показывает.
По большому счету, если бы «Пятый битл» не был снят о менеджере, то авторов фильма следовало бы наказать за самую скучную экранизацию концертов группы, взорвавшей мир. Ладно, не показано скандальное выступление в Филадельфии перед черной аудиторией (хотя оно идеально ложится в сегодняшнюю западную повестку), но за весь хронометраж есть всего два лайва, один из которых обрезают на полуслове, а второй играется для белых воротничков в оперном театре.
Где женские панталоны, летящие на сцену от одного звука голоса Леннона? Как зрителю, не знакомому с битлами понять, что это легендарная группа, от которой его родители писали кипятком? Писку фанаток уделено лишь пару секунд и то в виде документальных кадров.
Фильм постоянно проговаривает, что без Эпстайна Beatles так и закончились бы в Ливерпуле, но не показывает этого. Кино всячески старается примазаться к популярности четверки, но демонстрирует участников группы стандартными попсовиками, бегающими за девушками, ссорящимися по мелочам и ловящими «звездочку» по малозначительным поводам.
Хотелось бы видеть больше уважения к музыкантам, однако после хулиганских выходок Джона, Пола, Джорджа и Ринго на экране появляется надменное лицо Эпстайна, которое не менее надменным голосом рассказывает, как он красиво всё разрулил.
Зато в таком контексте нет никаких претензий к игре Джейкоба Форчун-Ллойда, отлично воплотившего образ эталонного бизнесмена, который прекрасно бы вписался в кино про Уолл-Стрит, но не про рокеров.
С другой стороны, участники Beatles — это буквально клоны. Попробуйте на этом кадре отличить Ринго Старра от Джона Леннона, а действие, между прочим, происходит уже в 1965 году, когда каждый из четверки особенно сильно напирал на собственную уникальность и делал первые шаги к запуску сольных карьер.

Особенно иронично такой кастинг смотрится на фоне десятков групп, копирующих битлов и пытающихся добиться внимания Эпстайна. Лента не говорит, чем все остальные были хуже Beatles и от того не понятно, что мешало Брайану набрать с десяток одинаковых коллективов и катать их по миру, как Ласковый май.
Таким образом «Пятый битл» быстро превращается в «Главный битл». Снять фильм о закулисье шоу-бизнеса от лица продюсера главной группы мира — хорошая идея сама по себе. Плохой она становится, когда величие менеджера показывается за счет принижения действительно великих музыкантов.
Из этого байопика вы не узнаете ничего нового о Beatles, даже если знакомы с историей группы лишь поверхностно. Фактов о Брайане Эпстайне тоже ненамного больше, чем в статье на «Вики», кроме разве что любовной линии, которой уделено примерно столько же экранного времени, сколько и сценам с битлами.
Даже далеко не самый лучший «Стать Джоном Ленноном» превосходит «Пятого битла» и по уровню драмы, и по уровню погружения в лор группы. Так что лучше посмотрите его.
18+
Александр Губкин