Уважаемые коллеги, ветераны, товарищи, дорогие друзья!
4 февраля 2025 года исполняется 95 лет со дня начала регулярного воздушного сообщения на Русском Севере. Именно в этот день отсюда, из Архангельска, летчик Константин Дедущенко на самолете «Дорнье-Комета II», совершил перелет в Усть-Сысольск (Сыктывкар), положив начало развитию гражданской авиации региона.
За время, прошедшее с тех пор, многое изменилось в гражданской авиации: на смену небольшим самолетам пришли реактивные авиалайнеры, которые летают на других высотах, на других скоростях и имеют совершенно иной уровень комфорта.
Вместе с авиацией Русского Севера все прошедшие 95 лет и развивались компании, которые были предшественниками авиакомпании «Смартавиа». И на любом этапе развития главным активом воздушного транспорта Поморья были люди. Их знания, профессионализм, любовь к авиации и бесконечная преданность ей.
Все вы, ветераны гражданской авиации Поморья, делали все возможное, чтобы воздушный транспорт в регионе был надежным, безопасным и комфортным.
Мы, в авиакомпании «Смартавиа» гордимся тем, что все эти годы были и остаемся частью гражданской авиации Русского Севера.
Несколько прошедших лет стали непростыми для всей авиационной отрасли России. Трудности не обошли стороной и нашу авиакомпанию. Но «Смартавиа» выстояла, и по итогам работы в прошлом году показала неплохие результаты. В год своего 95-летия авиакомпания вступила с оптимизмом, энергией и зарядом на новые результаты.
Мы желаем Вам крепкого здоровья, вдохновения и любви близких.
Пусть все у Вас сложится!
С праздником!
***
Историческая справка:
4 февраля 1930 года со льда Северной Двины поднялся самолёт «Дорнье-Комета II». Он совершили первый рейс по маршруту Архангельск — Усть-Сысольск (Сыктывкар) — Архангельск. Пассажирами стали делегаты Коми области, приезжавшие на сессию крайисполкома. Пилотировал его опытный лётчик, ветеран Первой мировой войны Константин Дедущенко.
В то время парк архангельского аэропорта составляли два двухместных и один четырехместный самолет. Они были приобретены на средства трудящихся края, собранные по инициативе общества «Добролет». Начальником центральной аэростанции первого класса — так тогда назывался аэропорт — стал опытный летчик архангелогородец Вершинский. В 1931 году аэродром заработал на острове Кего.
Довольно быстро начался переход на самолёты отечественного производства. В Архангельской области появились аппараты «Калинин К-5» и «Сталь-2». Ради быстрого сообщения северные авиаторы постоянно рисковали: так, при испытании К-5 в 1933 году погиб Константин Дедущенко. Но шли годы, самолёты становились больше и надёжнее, им требовался новый аэродром.
И 5 февраля 1963 года гражданский «Ил-18» впервые приземлился в новом аэропорту «Архангельск-Талаги», организованном на месте военного аэродрома. Начав с одной взлетно-посадочной полосы, воздушная гавань за сравнительно короткое время превратилась в современный наземный комплекс, способный принимать и обслуживать воздушные суда любых типов.
В 80-е года прошлого столетия небольшой терминал принимал солидный пассажиропоток: 300 человек за час и до миллиона в год.
В начале 90-х пассажиропоток кратно сократился и вернулся к показателям восьмидесятых годов только ко второму десятилетию XXI века.