Режиссер: Макс Шишкин.
В ролях: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьев, Тихон Жизневский, Александр Мизёв, Максим Колесниченко.
Премьера 26 декабря 2024 года.
Есть множество жанров, до сих пор неоткрытых российским кино. Например, наши авторы делают попытки вкатиться в хорроры и фентези, но пока получается очень так себе. Не выходит у отечественных режиссёров и снять что-то про постапокалипсис. Пожалуй, всё, что выходит на отечественных экранах на данную тему вторично до крайности и не способно конкурировать даже с фильмами категории «б» от иностранных коллег.
Именно поэтому после просмотра трейлера российского аналога «Книги Илая» - «Последний ронин» - от него сразу не ждёшь ничего хорошего. Положительных моментов не добавляет и имя режиссёра дебютанта в титрах, только Юрий Колокольников в одной из главных ролей оставлял хоть какую-то надежду, хотя и этот актер имеет в своей биографии ряд работ в очень сомнительном кино.
За что мы любим «Книгу Илая»? За харизматичного и брутального главного героя, за атмосферу всеобщего разложения, за дух вестернов и кучу кровавых убийств. Есть ли это в «Последнем ронине»? Вроде бы да, однако в 2025 году смотрится оно не только несвежим, но и просто скучным.
Сюжет в «Ронине» умещается в одну фразу: «Воин сопровождает беспомощную девушку». Более подробное описание тоже много места не занимает. Сквозь пустыню, в которую превратилась планета, движется черная фигура с мечом. Мир порядком обезлюдел после ядерной войны и климатических катаклизмов. Почти со всеми оставшимися кланами выживших Ронин уже успел испортить отношения. Его путь прерывает молодая Мария, которой очень нужно попасть к стенам крепости, в которой она родилась. В качестве платы девочка предлагает бесценные патроны, что давно стали дороже денег. Коротко подумав, Ронин соглашается.
Собственно, делать наш ответ «Дороге ярости» у режиссёра никто не просил, от него требовалось только наполнить пустыню колоритными персонажами и запоминающимися событиями.
Авторы попытались это исполнить, но результат всё равно получился невероятно скучным. Вроде бы и драк сняли предостаточно, вроде бы и одичавшие люди показаны, кровь тоже есть, только по итогу ловишь себя на мысли о том, что почти два часа смотрел на две черные фигуры среди песков.
Мария – девушка наглая и разговорчивая, а вот ронин-Колокольников – человек молчаливый и безэмоциональный. У спутницы лишь раз получилось вывести его на диалог и полноценного взаимодействия героев не вышло. В основном, умелый воин просто вытаскивает женщину в беде из различных передряг, и они продолжают путь.
Сами же герои словно попали в этот выжженный мир прямо с модного показа – слишком уж их одежда отдаёт модными показами и совсем не подходит людям, годами выживающим в пустыне. По ним не видно, что вечная жара и нехватка воды доставляют им какие-либо неудобства (еще бы, ходить в черном под палящим солнцем). Видимо, чтобы ронин и Мария не чувствовали себя инородно, остальных обитателей дюн тоже нарядили в черное и снабдили очень попсовыми масками в форме черепов, дабы зритель точно не перепутал, где здесь хорошие, а где плохие.
При этом дешевизна декораций прямо бросается в глаза. Режиссёр умеет выстраивать локации, в которых хорошо снимать клипы для метал-групп, но с масштабом у него очень большие проблемы. Как бы это не звучало, но пустыня в «Ронине» действительно пустая: нет никаких колоритных городов или поселений со своими извращенными верованиями. Всё, что мы имеем – палаточный городок с пещерой в виде главного здания.
Однако подается здешнее скудное убранство с очень пафосным лицом. Все герои тут донельзя серьезные, а главный злодей настолько карикатурный, что носит золотые украшения в виде человеческих костей и восседает на троне из Калашниковых! Казалось бы, вот он – колорит, однако антагонист настолько презирает челядь вокруг себя, что даже говорит по-французски. Это не только рушит образ, но еще и смешит, хотя по задумке не должно.
Но хуже всего здешние диалоги. Постановщику, например, хватило ума сопроводить субтитрами речи наиболее тупых бандитов, которые даже не способны построить нормальные фразы (неизвестно, это актеры так классно играют или им дали такое задание).
Пафосный злодей, задорно шпыняющий своих грязных подчиненных хотя бы веселит, а вот главная женская роль, исполненная Дианой Енакаевой, натурально бесит. Настолько переигрывающих актрис давно не видел свет. В паре с Колокольниковым её еще можно терпеть, ведь ронин частенько затыкает Марию, а, как только она на 20 минут вырывается на свободу, сцены с девушкой превращаются в натуральную пытку.
Причем, Енакиева собрала все призы за худшую игру. Там, где она не переигрывает, давя из себя пародии на эмоции, Диана просто зачитывает сценарий с каменным лицом. У неё как будто всего два режима: камень и запредельная театральщина.
К Колокольникову же претензий нет. Ему сказали делать лицо кирпичом – он и делает. Забавляет лишь его пафосные позы, в которые ронин встаёт после каждого убийства, совершенно не боясь выстрелов в спину. Он настолько уверен в своей победе над любым врагом, что и у зрителя не остается интриги, чью пользу закончится очередная схватка.
«Последний ронин» - это очень дешевое, карикатурное кино с попытками не быть вторичным. Видно, что режиссер очень хотел снять что-то на тему постапокалипсиса и желал выделиться настолько, что добавил в свою работу кучу образов героев клипов, не удосужившись как-то связать их между собой или задать контекст.
Фильм можно смотреть фанатам Юрия Колокольникова, если таковые вообще есть в нашем мире, любителям неплохо снятых боёв на мечах и поклонникам ленты «Комната» от легендарного Томми Вайсо, ведь Диана Енакиева – актриса явно из его труппы.
Остальным «Последнего ронина» можно рекомендовать только в час особенно сильной скуки.
18+
Александр Губкин.