Режиссер: Юхо Куосманен
В ролях: Юра Борисов, Сейди Хаарла, Динара Друкарова, Дмитрий Беленихин, Юлия Ауг, Валентина Бодягина.
Премьера 10 июля 2021 года.
Как и год назад с Никитой Кологривым, после последнего кинофестиваля в Каннах вся Россия опять забыла, что существуют другие актёры, кроме Юрия Борисова.
Наш соотечественник покорил мировое сообщество своей ролью в фильме «Анора», но летний романс с веселыми армянами сейчас не слишком ложится в настроение. Воспользовавшись внезапной популярностью Борисова, напомним, что картина-лауреат пальмовой ветви — далеко не единственная запоминающаяся работа лысого актёра и даже не первое кино с участием Юрия, представленное в Каннах.
В 2021 году вышел стереотипный, немного лубочный, но всё равно очень уютный зимний фильм «Купе номер 6». Лента финского режиссера Юхо Куосманена также взяла главный приз Каннского кинофестиваля, даже была выдвинута Финляндией на Оскар, а главной звездой и самым харизматичным персонажем опять стал Юрий Борисов.
Фильм-поезд начинается с московской вписки, на которой студентка родом из Финляндии Лаура узнаёт, что подруга не сможет поехать с ней в Мурманск смотреть на петроглифы. Склейка переносит зрителя вместе с расстроенной героиней в то самое купе № 6 (надеемся, прямая отсылка в названии понятна), где уже прописался и успел напиться вахтовик Лёха, едущий на севера за деньгами.
Герои буквально находятся на разных полюсах восприятия мира. Лаура знает несколько языков, все еще немного витает в облаках и смотрит вокруг широкими глазами. Лёха же с ранних лет привык зарабатывать собственным горбом, не знает даже слова «петроглиф», гоповат, зато с широкой душой.
Поначалу героиню натурально воротит от попутчика, но из-за вынужденного соседства пара притирается друг к другу. Вахтовик перестает начинать общение с фраз в духе «да что у вас там в Европах понимают», а студентка наконец высматривает хорошего человека за стеной из узкого кругозора и негатива к внешнему миру.
Далее нас ждёт довольно типичная история в духе «наивная иностранка познаёт суровую, но душевную Россию».
Да, глядя фильм, получивший пальмовую ветвь, не получается отделаться от мысли, будто смотришь правильную версию богомерзкого «Скорый Москва — Россия». Словно финны посмотрели ту жуть со Светлаковым и решили для себя снять нормальное кино про русский поезд.
Поначалу зрителя заваливают каким-то неадекватным количеством стереотипов на минуту хронометража. Про клишированных героев уже сказано выше, но в добавок к ним идут стереотипная проводница, стереотипные пассажиры плацкарта с курой и яйками в фольге и говорят они именно то, что ждешь услышать от подобных личностей.
По мнению персонажей, если иностранная студентка уехала из Москвы, то непременно из-за того, что провалилась в столице и теперь хочет торговать собой в провинции, поскольку у них там всё за бабки, а у нас душевно.
Если русская глубинка, то обязательно спивающаяся, с суровыми и поначалу неприветливыми людьми.
И, конечно же, проникнувшись русской душой, иностранка в конце выбирает нашего парня против своего земляка, которому познать Россию еще предстоит.
Однако вскоре ко всему этому привыкаешь, причем без особого труда. Где-то можно сделать скидку на то, что «Купе номер 6» снималось для финской аудитории, где-то ловишь себя на мысли, — «Наши авторы снимают такие клише гораздо хуже», а где-то режиссер действительно метко попадает в цель.
Например, автор рецензии совсем недавно тоже проводил вечер в вагоне-ресторане и точно так же, как и герои удивился, зачем им меню, если из длинного списка есть только пельмени и бутерброды.
Ну и, само собой, без харизмы Юрия Борисова кина бы не было.
«Купе номер 6» могло сто раз не получиться, но в руках Юхо Куосманена все очевидные минусы сложились в плюсы и в итоге к титрам зритель пребывает в уюте и хорошем настроении от увиденного.
У финского режиссера получилось создать антипод фильму «Левиафан». В этой ленте вся так называемая «русская действительность» оборачивается чем-то положительным для героев. Часто кажется, что вот-вот Лауру ограбят, обманут или вообще изнасилуют, но каждый раз Россия отвечает иностранке по-доброму.
За доброй Териберкой идите в «Купе номер 6».
В «Левиафане наоборот» окружение героев становится всё холоднее, пока сердца их оттаивают. Слёзы сменяются смехом, а обшарпанные вагоны и неухоженные дома — идеально белой северной природой.
Кроме прочего, в плюсы фильму стоит записать иллюстрацию эпохи 90-х без братков, нищеты и прочих атрибутов, плотно ассоциирующихся с тем временем. Казалось бы, при таком количестве стереотипов, странно не увидеть типичных признаков тех лет, но в «Купе номер 6» стереотипы более глубинные — о русских и России в целом.
Очень порадовала отсылка к Пелевину, задающая тон всей картине. На вечеринке в самом начале герои цитируют «Чапаева и Пустоту», а после весь фильм становится одной сплошной «Желтой стрелой», только в дзен героиню выводит пьяный вахтовик.
Для тех, кто соскучился по поездной романтике фильм обязателен к просмотру, в «Купе номер 6» её с избытком. Подойдет это кино и тем, кто ностальгирует по советскому кино «про настоящих людей» (дважды удивительно, что подобное ощущение нам дарят финны).
Что касается самого феномена Юрия Борисова, он действительно уникальный. Считается, что профессионализм актера измеряется в его способности сыграть самых разноплановых персонажей.
Борисов же почти везде играет одного и того же героя — простоватого парня с богатой на негатив биографией, скрывающего свои душевные травмы за маской отчаянного весельчака. Однако такой образ поразительно хорошо ложится в картины самой разной направленности.
Типичного Борисова хорошо воспринимаешь и в антисоветщине «Капитан Волконогов бежал», и в государственном «Калашникове», и в проходном коммерческом кино «Сто лет тому вперед», и в авторском. В криминальном сериале от «ТНТ» и в ромкоме «Анора» тот же самый Борисов удивительно органично вписывается, почти не меняя образ.
Надеемся, что из-за популярности Юрию не придется задавать вопрос, поставивший когда-то в тупик Брюса Уиллиса — «вы знали, что можно отказываться от ролей?»
Впереди актера ждёт преображение в Пушкина, участие в сериале по «Анне Карениной» и на данном этапе подобные новости воспринимаются как бред, но, быть может, он справится и с этим. В конце концов, играть одного и того же персонажа десятилетиями тяжело для любого человека и хочется верить, что Юра Борисов не потеряет себя в погоне за карьерным ростом.
18+
Александр Губкин