Режиссёр: Ридли Скотт.

В ролях: Пол Мескал, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хекинджер, Лиор Раз.

Мировая премьера 19 ноября 2024 года.

Третьего дня, по совету проверенных камрадов, был отсмотрен новый мегафильм — «Гладиатор 2». Сразу же, задыхаясь от жадности, цепкими лапами нажата кнопка «Плей». Хронометраж — моё почтение. Настоящей глыбой был Ридли Скотт. Даже наше, привыкшее к суровым историческим боевикам, восприятие отказывалось принимать с первого захода. Совместными с фанатами первой части усилиями забороли проблему. Ощущения — атас! С «Последней дуэлью» не идёт ни в какое сравнение. Кроме того, графика приятно щекочет зрачки.

Многие дети увидят тут проявления вторичности. Тупым детям невдомёк, что самоотсылки и вторичность — это разные вещи.

Кино отличное, всем рекомендуем к просмотру.

Всё это, как водится, рецензия.

Если писать про «Гладиатор 2» серьезно, то после просмотра автор рецензии остается скорее в расстроенных чувствах. Поддавшись волне всеобщего хайпа вокруг продолжения легендарного фильма, действительно появились ничем необоснованные ожидания чего-то равновеликого. В конце концов, история о гладиаторе Максимусе 24 года назад плотно запала в душу и не вылезает оттуда до сих пор.

Оригинал можно смело ставить в один ряд с «Храбрым сердцем», «Троей», «Последним самураем», «Последним из могикан» и прочими культовыми историческими боевиками рубежа веков. Как правило, сиквелы таким фильмам не нужны, ведь часто главный персонаж в конце героически погибает, завершая свою историю, хорошие побеждают и по задумке дальше всё в том выдуманном мире становится хорошо.

Если уж кто-либо замахнется на продолжение легенды, то требования к такому творцу будут изначально завышены, а ещё выше они будут, если за дело берется автор оригинала.

От ленты «Гладиатор 2» из-за одного только названия ждешь таких же ощущений, как и от «Двух башен» после просмотра «Братства кольца». То есть, не только увеличения масштабов, но и развития истории.

В случае с обсуждаемым фильмом не ведитесь на цифру 2. Новый «Гладиатор» — это никакое не продолжение, а ремейк, маскирующийся под сиквел.

У вторых частей успешных боевиков есть золотое правило — брать всё, что зацепило зрителя и снимать то же самое, только помноженное на два. При съемках своей последней ленты Ридли Скотт, похоже, выбил эту максиму золотыми буквами на своих ладонях и следовал только и только ей.

Режиссер буквально взял фильм двухтысячного года и умножил его на два. В оригинале главным героем был гладиатор знатного рода — держите двух. 24 года назад ему противостоял один манерный император-самодур, а у нас будет два. Тогда мы выпускали на арену Колизея тигров, а сейчас гладиаторы будут драться с боевыми обезьянами, носорогом и, черт возьми, белыми акулами.

И так во всём. Если битва с германцами казалась вам чем-то масштабным, то во второй части Ридли Скотт попросит вас подержать его пиво и покажет огромное морское сражение с десятками катапульт и тысячами компьютерных и настоящих солдатиков.

Про акул в Колизее, если что, не шутка. 86-летнего режиссера в этот раз потянуло на морскую тематику, и он решил снять битву на кораблях не только на открытой воде, но и в бассейне. Римские императоры действительно устраивали морские сражения на главной арене империи, но в «Гладиаторе 2» никаким историзмом и не пахнет. У нас тут легендарный дед развлекается на все 250 миллионов бюджета.

Эта боевая сцена до того абсурдна и нелепа, что заставляет смеяться в восхищении: скрепят деревянные борта трирем, весла разлетаются в щепки, команды обстреливают друг друга из луков, а вокруг всего этого угрожающе плавают острые плавники больших белых акул, пожирающих несчастных, выпавших за борт.

Если всё вышеописанное не круто, то для чего это слово вообще придумали? Круче только акулий торнадо.

И всё бы ничего, только золотое правило сиквелов боевиков работает, если продолжение выходит в первые 5 лет после первой части. Спустя 24 года, от фильма с цифрой 2 в названии ждешь переосмыслений или хотя бы взгляда под другим углом. Но нет, «Гладиатор 2» — тот же самый фильм с обновленным визуалом.

Судите сами: в главных героях у нас генерал и внук бывшего императора. Оба, как и всем известный Максимус, после большой битвы попадают на арены и начинают восхождение с самых низов на битву с императорами-тиранами. Оба гладиатора имеют прав на престол больше, чем самодуры у власти. Внука Марка Аврелия Луция обучает мудрый наставник из бывших бойцов (в этот раз черного цвета), а у бывшего генерала Акация есть любовный интерес к Луцилле — героине из первой части, матери Луция.

В качестве великой цели сейчас, как и 24 года назад, выступает идея Марка Аврелия о «Риме надежды». Что это за надежда такая нам опять не расскажут, но там всё обязательно будет хорошо.

Иными словами, все, кто смотрел первую часть знают, что в конце будет восстание, возлюбленные найдут друг друга, императоры будут публично посрамлены. Сюжет второй части отличается лишь тем, что в конце Луций выживает, а в остальном вы уже смотрели это кино, даже, если не видели второй части.

Если бы «Гладиатор 2» изначально подавался как ремейк, то вопросов в этом плане было бы меньше. В текущей ситуации остается ощущение, словно все деньги ушли в визуал, а про наполнение картины забыли, ведь можно выехать на базе первой части.

Однако и к визуалу есть претензии. Да, когда новый «Гладиатор» хорош, он действительно хорош, но графика местами сильно уж бросается в глаза. Во-первых, плохо по сравнению со всем остальным нарисованы животные на арене. Те же боевые обезьяны не оставляют сомнений в том, что на площадке актёры воевали с воздухом. Во-вторых, в масштабные сцены лучше не вглядываться, иначе ощущение дорогого синематика не покинет вас до конца ленты.

С костюмами героев, особенно массовки, тоже всё не так однозначно. Рядом с добротными римскими доспехами может соседствовать генерал со смешной кожаной личиной на шлеме и таким же дурацким монолитным гребнем. Нумидийцы из начала ленты представляют из себя забавный винегрет, в который напиханы все представления Скотта об античности. Африканцы носят и шлемы времен Александра Македонского и, внезапно, галльские каски, и переработанные римские. Одеты они непременно в какую-то мешковину или римские же кольчуги. Стражи арены — не лучше. 

Зато одежды римской знати прямо пропитаны тоннами пафоса и это хорошо, хоть и выглядит забавно.

Костюмы и декорации — одна из важнейших составляющих любого пеплума. Они не обязаны быть историчными, но должны смотреться органично, а тут не смотрятся.

Не миновал пафос и диалоги. Несколько раз за фильм герои будут цитировать Цицерона, причем сначала на латыни, а потом на русском языке. Неизвестно, проблема ли это только нашего дубляжа, но выглядит всё равно смешно, поскольку, получается, что в реальности персонажи говорили бы одну и ту же фразу по два раза. Вообще, воодушевляющих речей будет очень много, поэтому готовьтесь.

Если закрывать глаза на неприкрытые самоповторы, то нельзя сказать, что «Гладиатор 2» — плохой фильм. Минут 40 из двух с половиной часов зрителю запомнятся точно, а это хороший результат для боевика. При этом, очень сложно назвать новое кино от Ридли Скотта фильмом-событием, каким была история Максимуса.

24 года назад очень многое всё еще снималось на натуре и, в основном, из-за этого пересматривать оригинал до сих пор очень приятно. В ленте 2024 года вырос масштаб, но вместе с ним графика высосала почти всю душу, а ничего другого, кроме здорово нарисованных битв, сиквел дать не может.

После выхода первой части всерьез заговорили о возрождении жанра пеплумов, а сейчас только и разговоров, что о общемировом кризисе идей.

Первого «Гладиатора» с удовольствием будут пересматривать еще миллионы раз, а вот про второй так сказать не получится. Потому что зачем?

Впрочем, первые 15 минут и поединок с акулами с удовольствием будет затерт до дыр в грядущие новогодние праздники.

Всего осмысленного вам. С наступающим!

18+

Алесандр Губкин