Напомним, утром последнего рабочего дня в году глава Архангельска Дмитрий Морев показал, как будут выглядеть новые остановки с торговыми точками: единообразно, с закосом под дерево и с модной подсветкой.
Для горожан данное нововведение, скорее всего, ничем плохим не обернется, городской бюджет даже заработает на аукционах по сдаче земли в аренду. Но ещё конкретные организации неплохо заработают на желании администрации привести ларьки к единому образцу.
Сначала стоит отметить, что подобное решение — очередной виток в спирали городского благоустройства. Лет с 10 назад местные власти объявили войну ларькам, выкорчевывали их отовсюду, оставив лишь несколько штук на весь город. Потом на автобусных остановках стали появляться, с позволения сказать, павильоны, убогость которых привела в ужас многих: три стены из тонкого профлиста серого цвета, в лучшем случае, с узенькой лавочкой. На эти остановки, где не каждый бомж пожелает прятаться от дождя, были потрачены несоразмерные миллионы из бюджетов всех уровней.
Да, в большинстве своём, старые ларьки выглядели неказисто, но были среди них и строения интересные в архитектурном плане с большой прилегающей крышей, под которой пара десятков человек могли спрятаться от непогоды. Их бы обновить да использовать дальше, но был приказ снести под ноль.
Теперь же предлагается снова развернуть торговлю в местах скопления людей, ожидающих свой автобус. Проблема в том, что для конечных владельцев такие точки редко бывают рентабельными, если предприниматель не торгует пивом и сигаретами, а такие товары на остановках — харам.
Яркий пример — ларёк у остановки «Краснофлотская», что на Советской улице. Чего там только не было: и цветочный, и шаурмичная, и магазин пиротехники, и торговля дешевыми игрушками. Каждый бизнес прогорал через пару-тройку лет и баннер «Аренда/продажа» висел на ларьке гораздо дольше, чем кто-то продавал там что-либо. Дольше всех продержался магазинчик с алкогольно-закусочно-сигаретным ассортиментом, пока не пал жертвой борьбы за здоровье нации.
Выгодны новые павильоны только тем, кто их делает. Судя по концепт-артам, выложенным Дмитрием Моревым, под новый дизайн-проект, утвержденный администрацией, подходит только продукция одного предприятия — ГК «МеталлЭнергоХолдинг». Это екатеринбургский завод с небольшим цехом металлопроката в Архангельске возле станции Жаровиха. Их павильоны идеально совпадают с утвержденными администрацией. Из этого складывается ощущение, что дизайнеры подгоняли свои картинки под возможности конкретной фирмы и сначала была достигнута договоренность между «МеталлЭнергоХолдинг» и дизайнерами, а уже потом начались утверждения облика новых павильонов.
Отметим, что, судя по базе «Контур.Фокус», дела у большого завода идут не слишком хорошо. В прошлом году их прибыль составила всего 21 миллион рублей, что совсем не похоже на финансовые показатели крупного предприятия федерального масштаба. Иными словами, несколько десятков миллионов из бюджета Архангельска лишними для них точно не будут.
Интересно, что официального представительства у «МеталлЭнергоХолдинг» в Архангельске нет. Предприятие имеется, а касса находится в Екатеринбурге, куда и пойдут наши бюджетные деньги, налоги с которых тоже получит Свердловская область.
Таким образом получается, что архангельских предпринимателей загоняют в бюрократическую ловушку, целью которой, похоже, является обогащение ебургского завода. Захочет человек, например, продавать газеты и журнальчики на остановке, скопит денег на ларёк (а он, заметим, не дешевый — цены начинаются от 100 тысяч рублей за коробочку 3 на 3 метра), пойдет в администрацию Архангельска, где узнает, что в городе можно ставить только конкретные павильоны по утвержденному дизайн-проекту.
Под дизайн-проект подходит продукция одного на всю Россию завода и заказчику ничего не останется, кроме обращения в «МеталлЭнергоХолдинг», а те только и рады новому клиенту.
Однако из собственных источников стало известно, что архангельскими ларьками может заняться некое московское ООО «СМУ-6». Руководят ей однофамильцы Абдуллины: Шамиль, Хабиб, Ибрагим, Таип и Яфас. Данная информация выглядит сомнительной, поскольку на сайте фирмы нет ничего про изготовление павильонов, да и масштаб не тот — оборот слишком мелкий, а убыток составляет миллион рублей.