Всё просто — Беляков завысил стоимость реставрационных работ почти на 56 миллионов рублей. Рабочие, нанятые для реконструкции монастырского скита, не соответствовали необходимым квалификационным требованиям, а работы велись с нарушением проектной документации и реставрационных стандартов.
Как это банально — ситуация весьма типичная при освоении гигантских федеральных денег. Причём чем выше цены контрактов, чем важнее задачи, тем больше воровство. Люди будто последний день живут.
Уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере против Николая Белякова начали рассматривать в Тушинском суде Москвы в июле 2022 года.
Процесс начался с ляпа — обвинительное заключение передали для утверждения в надзорный орган на день позже положенного срока. Таким образом истек срок предварительного следствия. Это обстоятельство послужило основанием для исключения возможности вынесения приговора, и материалы вернулись в Генпрокуратуру.
Нарушения устранили, и в ноябре 2022 года процесс возобновился. И вот итог — Белякову впаяли пять лет лишения свободы (гособвинение просило девять лет).
До этого момента Беляков находился под подпиской о невыезде. Осуждённый был взят под стражу прямо в зале суда.
Фирма «Архстроймеханизация» участвовала в программе государственной реконструкции культурного наследия в рамках федеральной инициативы «Культура России» в период с 2012 по 2018 год. Компания заключила множество государственных контрактов на общую сумму более 450 миллионов рублей на проведение реставрационных работ в Архангельской области.
И что? А вот что. Возьмём контракт на восстановление кирпичного корпуса ледника, построенного в начале XX века на территории Свято-Сергиевского скита.
Следствие выяснило, что рабочие не имели нужной квалификации и нарушали проектные и строительные нормы. То есть на остановках понабирали и объект культнаследия поставили восстанавливать. По итогу обнаружилось завышение стоимости работ на 55,8 млн рублей за счёт использования необоснованных коэффициентов. Всё, что завысили — присвоили.
«Архстроймеханизация» незадолго до банкротства позиционировалась как многопрофильная строительная организация, рекламировала себя как надежного партнера для ряда крупных компаний, таких как «Лукойл», «ТНК», «Татнефть».
В Москве фирма пыталась выставить свои заслуги, утверждая, что построила шесть торговых и бизнес-комплексов и 120 объектов транспортной инфраструктуры. Было это всё аль не было, нынче вопрос пятый или десятый. Репутация испорчена на Соловках.
Уж очень заманчивым, видимо, показался проект реставрации объектов культурного наследия на Соловецких островах стоимостью около 6 млрд рублей. Вся масштабная реставрация на святом архипелаге, начавшаяся в 2012 году, сопровождалась махинациями и скандалами.
Итог — руководитель «Архстроймеханизации» Беляков приземлился на нары.
И это, судя по всему, ещё не всё.
Так, в феврале 2018 года после проверок, проведённых Генпрокуратурой и Счётной палатой России на соответствующих объектах, было инициировано уголовное дело по подозрению в крупных хищениях средств при реализации государственной программы «Культура России» на территории Соловков.
Ведётся расследование. Дела по ряду эпизодов выделяются и передаются в суды для рассмотрения.
Например, Мещанский суд Москвы в мае 2023 года вынес приговор по делу о хищении порядка 20 млн рублей в ходе реставрации Соловецкого монастыря.
По этим 20 лямам уже осуждены четверо лихоимцев, в том числе бывший начальник департамента охраны культурного наследия Минкульта Владимир Цветнов и его заместитель Павел Мосолов.
Другое дело, что фактически на зону они не отправились — весь данный судом их срок они уже провели в СИЗО и под домашним арестом.
Всё это на самом деле очень печально. Но не только в печали дело. Скоро, в 2029 году состоится празднование 600-летия основания монастыря на Соловках. Указ президента уже подписан.
Планы громадные. Финансирования ПОКА чётко не обозначено, как и суммы. Думается, что траты превзойдут предыдущие 6 миллиардов на реставрации.
В этой связи тревожно, а не набегут ли опять лиходеи и казнокрады, для которых нет ничего святого.
Есть мнение, что у беды с разворовыванием денег на Соловках есть объективная причина — труднодоступность архипелага: бизнесмены видят цифру, и у них чешутся руки. И им невдомёк, что на Соловках в реалии всё дороже — любой кирпич, который на большой земле стоит 1 рубль, на Соловках в итоге оказывается чуть ли не золотым. Вот и бегут столичные фирмачи за длинным рублём, а в итоге попадают в тюрьму.
Ну, и системно ситуация располагает к воровству. Государственные деньги — они ведь не свои. Иное дело, если олигархи берутся за восстановление и реставрацию святых мест.
Вспомните Дерипаску и Дивеево. Ни рубля не украли. Ибо капитал был частный, а в те времена попробуй у Дерипаски укради. Вот так и с Соловками надо.