Режиссер: Али Аббаси.

В ролях: Себастиан Стэн, Джереми Стронг, Мартин Донован, Мария Бакалова, Катрин МакНалли, Чарли Каррик, Бен Салливан, Марк Рендалл.

Премьера в России 14 ноября 2024 года.

Месяц назад весь мир обсуждал главное политическое событие — выборы в США и победу Дональда Трампа. В начале ноября сторонникам республиканцев из России повезло дважды: сначала они могли в тихом семейном кругу отпраздновать успех любимого кандидата, а после отлипнуть от телефонов и посмотреть на молодого 45 президента Америки в кинотеатрах, ведь аккурат под конец голосования в Россию подвезли ленту «Ученик. Восхождение Трампа».

К этому моменту у себя на родине фильм крутился уже полгода и назывался просто «Ученик» без пафосного «Восхождение». В Штатах байопик о будущем президенте тоже вышел очень своевременно — разгар предвыборной кампании, республиканцы мочат демократов и наоборот, страсти кипят, а тут ещё и комичная драма про одного из кандидатов.

Иными словами, ажиотаж картине был обеспечен заранее, как и скандалы.

Поначалу могло показаться, что сам Трамп проспонсировал фильм про себя любимого — слишком уж вовремя он вышел, да и анонсирован был сразу после поражения Дональда на предыдущих выборах. Эта версия имеет место, если мы поверим, что наш герой живет по принципу «Всё пиар, кроме некролога», ведь «Ученик» показывает его не в самом лучшем свете, делая акцент на отрицательных качествах не только будущего президента, но и всей его семьи.

Да и довольно трудно поверить в то, что наш консервативный Донни доверит снимать кино про себя режиссеру иранского происхождения.

После премьерного показа фильма в Каннах у Трампа и всего его штаба что называется бомбануло. В адрес постановщика Али Аббаси полетели обвинения в клевете, обзывательства «грязный писака, которому место в мусорном баке» и прочие крики, говорящие о том, что лента попала в цель.

До российского же проката «Ученик» добирался долго из-за всяких нехороших вещей, которые мужчины могут делать друг с другом. Поначалу фильму вообще не хотели выдавать прокатное удостоверение, но потом смилостивились, попросив вырезать часть сцен.

Всё-таки оно вышло и… Оказалось, что все эти скандалы и обсуждения интересней самого фильма.

Как ни крути, но Али Аббаси — не Адам Маккей, а «Ученик» — далеко не «Власть». Кино про Трампа является стандартным байопиком от человека, который явно не любит своего героя. Видно, что Аббаси поставил перед собой цель высмеять и унизить Дональда, но не стал делать этого с помощью тонкой сатиры или откровенной клоунады. «Ученик» — довольно злорадный фильм, в котором главный герой является крайне неприятной личностью.

Любые проявления человечности молодого Трампа из первой половины ленты перекрываются его отвратительными поступками во второй, а юмор создается лишь неловкими ситуациями, в которые персонажа приводит его поведение.

Перед дальнейшим повествованием стоит рассказать о том, почему на «Ученика» все же стоит обратить внимание.

Прежде всего — визуальный стиль. Моментами фильм использует телевизионный формат американского реалити-шоу: картинка становится ярче, появляется живая камера, якобы тайно снимающая актеров из-за угла или из толпы. Всё это, как и название ленты — отсылка на шоу «Ученик», которое Трамп вёл 14 сезонов подряд, обучая молодёжь азам акульего бизнеса.

Люди из других стран вряд ли поймут эту отсылку без Гугла, но для американцев она должна быть очень приятной, ведь в своей передаче Трамп чувствовал себя настоящим королем, способным казнить и миловать. Словно наш Ивлев он орал на участников, доводил их до слез и эпатировал, как мог.

Режиссер байопика решил сыграть на контрасте, показав, что Трамп-персонаж живет в своей яркой выдуманной реальности. Когда что-то идет не по его плану, картинка тускнеет и как бы возвращает героя вместе со зрителем в реальность настоящую.

Второй большой плюс — дуэт Джереми Стронга, играющего учителя неокрепшего главгероя и Себастьяна Стэна в роли молодого Трампа. Им обоим поручили сыграть эталонных подонков и оба справились отлично. Причем, ближе к концу фильма персонажи меняются местами и наблюдать за тем, как кайфует Дональд, когда понимает, что превзошел своего учителя в цинизме — сплошное удовольствие.

Герои «влюбляются» друг в друга с первого взгляда и потом мы еще поймем, что это неспроста, а пока юный Трамп попадает под влияние Роя Кона — акулу адвокатского мира.

Итак, картина встречает зрителя по всем канонам байопиков — замызганный отель, по которому перемещается протагонист в дешевом костюме. Донни — сын респектабельной семьи, стремящийся заслужить уважение отца, выполняя все его поручения. Вечером он идет в клуб миллионеров, где имеет членство по праву рождения, а утром получает в морду кипятком от бедняка, просрочившего аренду в здании Трампа-старшего.

Слова «Трамп» и «расизм» упоминаются в одном предложении уже на 10 минуте фильма. Пока что обвинения в ксенофобии падают на главу семьи — отца Дональда. Он искренне недоумевает, в чем проблема, ведь «Какой я расист? У меня черный водитель».

Однако сторона истца не согласна с такими аргументами и на Трампа-старшего всерьез подали в суд и теперь сын хочет помочь отцу, иначе их отелям придется, о ужас, сдавать номера по благотворительным программам. Тем не менее, «Ученик» — очень «белый» фильм. Чернокожих актеров приходится выискивать под лупой и лишь в массовке.

В первой половине фильма герой Дональда Трампа неинтересен. Он собачкой бегает за своим старшим товарищем и заглядывает ему в рот. Зато Рой Кон — настоящая звезда первого акта. В его картине мира электрический стул для подсудимого — высшее достижение, Кон ненавидит коммунистов, ведь делал карьеру во времена маккартизма, но хуже всего относится к тем, кто признаёт свое поражение.

Рой постоянно сыпет успешными цитатами вроде «Атакуй, контратакуй, объявляй проигрыши победой» и эти максимы отлично ложатся в трамповскую голову.

По сути, Рой Кон — единственный интересный герой всего фильма с полноценной аркой. В начале он кажется скалой, потом в его личном деле появляется пара мерзких деталей вроде маниакальной прослушки всех переговоров и извращений, против которых он публично выступает. В финале его защита рушится и перед зрителем предстает униженный своим учеником старик, пожираемый СПИДом и переосмыслением прошлого.

Дональд Трамп — классический трехактовый герой байопика. Неудачник в начале, зарвавшийся наглец, распробовавший успех, в середине и победитель, переступивший через себя и трудности в конце.

Без Роя Кона в «Ученике» вообще нечего было бы смотреть, поскольку, когда Трампа выпускают в свободное плавание, он всё равно хочет что-то доказать своему учителю. Без ответной реакции Кона это скучно, а с ней получается, что преображение ученика всё равно показывают через учителя.

Отец Дональда — тоже стандартный отец главгероя в байопике. Он требовательный, жесткий, не слишком проявляет любовь к детям, пока те не заслужат его уважения.

Второй интересный персонаж достался брату Дональда — Фреду. Он нужен в повествовании, чтобы показать, чего стоят Трампы без напористости, наглости и беспринципности. Фред не хотел участвовать в бизнесе отца, он мечтал летать. Семья загнобила его до алкоголизма и уже в 42 года Фред Трамп покидает этот мир под полное равнодушие Донни.

Главному герою не интересно ничего, кроме очередных побед над всеми. Даже жену ему приходится брать силой в буквальном смысле, а после Трамп теряет к Иванне всякий интерес, погружаясь в продажную любовь.

Точкой в перерождении протагониста становятся последние 5 минут фильма. Пока хоронят Роя Кона — последнего, кто помнил Дональда затюканным сыном своего отца — Трамп лежит на операционном столе ради пластической операции. Теперь это новая личность, оставившая всякие глупости вроде человечности в прошлом.

Красивая метафора, только уж больно прямолинейная.

«Ученик» — это фильм про победу зла. Туповатого, жалкого при виде людей выше себя и упивающегося властью, смотря на тех, кто ниже. Многое из публичной информации о биографии Трампа говорит о том, что подобная оценка имеет право на жизнь, но по сути нам показали стандартную историю пути к успеху под громким заголовком.

Фильм «Власть», например, тоже снят про крайне неприятную личность американской политики — Дика Чейни. Там тоже была линия ученика и учителя, жажда власти тоже в какой-то момент затмевала глаза главного героя. Разница в том, что у Адама Маккея не стояла задача медийно «замочить» своего персонажа, а поэтому экранному Чейни хочется вполне искренне сопереживать, понимая при этом, что перед тобой не самый честный парень, ответственный за тысячи смертей американских граждан.

Как бы кто не относился к Трампу, но в одном он прав: фильм «Ученик» именно пасквиль, хоть и довольно беззубый по нынешним меркам. Если «Власть» — это журналистская работа, то «Ученик» — статья в желтой газете, написанная профессиональным писателем.

Фильм можно посмотреть ради интересного визуала, бодрого саундтрека из хитов 70-х и весьма успешных попыток Себастьяна Стэна походить на Дональда Трампа. Последнее должно удовлетворить странные потребности поклонников американского президента, а вот атмосферу и саунд из середины прошлого века лучше поискать в лентах получше.

18+

Александр Губкин