В форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра» принимали участие представители федеральных и региональных органов власти, нефтегазовых и логистических предприятий, а также делегации из Китая.

Пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области сообщает, что в течение двух дней участники обсуждали перспективы рынка углеводородов и других полезных ископаемых, развитие грузовой базы Северного морского пути, реализацию в Российской Арктике ключевых проектов минерально-сырьевого комплекса, развитие на Крайнем Севере морской и береговой инфраструктуры, строительство и обслуживание флота и морской техники для работы в арктических морях.

— В рамках пленарной сессии эксперты подчеркнули важность развития промышленности и транспортной системы арктических регионов. Основной фокус внимания сосредоточили на модернизации Северного морского пути и морского порта Архангельск, — отметил заместитель министра экономического развития и промышленности Архангельской области Алексей Юдин.

По словам представителя губернатора Архангельской области по развитию Арктики Дмитрия Юркова, развивать Севморпуть необходимо как многоэлементную систему, где главной составляющей является логистика.

И здесь важным условием остается создание условий для круглогодичной навигации, в том числе за счет усиления ледокольного флота, что обеспечит круглогодичное и бесперебойное движение судов по Северному морскому пути. На сегодня в состав национальной ледокольной группировки входят 42 ледокола, в том числе 34 дизельных и 8 атомных. До 2035 года будут введены в эксплуатацию ещё 4 атомных ледокола.

— В планах — создание предприятия по строительству пяти контейнеровозов ледового класса, которые смогут перевозить порядка 5000 единиц контейнеров. При такой загрузке судна себестоимость транспортировки значительно уменьшается, — рассказал Дмитрий Юрков.

В текущих геополитических условиях использование возможностей Северного морского пути является одним из ключевых приоритетов во взаимодействии с Китайской Народной Республикой.

— В 2023 году объем товарооборота Китая с Россией составил порядка 240 миллиардов долларов при целевом показателе 200 миллиарда долларов, — сообщил торговый советник Посольства Китайской Народной Республики в РФ господин Чжоу Хао. — Только за 10 месяцев 2024 года товарооборот составил более 200 миллиардов долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 2,8%, что способствует устойчивому развитию торгово-экономического сотрудничества Китая и России.

Такие показатели достигнуты благодаря функционалу Архангельского морского порта. В 2024 году с участием порта по СМП выполнены 10 экспортно-импортных рейсов по маршруту Китай — Архангельск — Китай.

По маршруту перевезено порядка 13,5 тысячи контейнеров (20-футовый эквивалент), из которых порядка 6,5 тысячи контейнеров импортной продукции — это комплекты автомобильных запчастей, оборудование и материалы для строительства, легковые автомобили, одежда, обувь, химическая продукция и порядка 7 тысяч контейнеров с экспортной продукцией: пиломатериалами, целлюлозой, полиэтиленом, картоном, продовольствием.

Как было отмечено в заключение, обсужденные вопросы и пути их решения будут предложены для применения при разработке проектов по развитию СМП.