Режиссер: И. Л. Кац.
В ролях: Самара Уивинг, Виктория Кармен Сонн, Нэйтан Стюарт-Джарретт, Ээро Милонофф, Себастьян Булл Сарнинг, Реа Лест.
Премьера в России 3 октября 2024 года.
На самом деле, со времен 80-х годов киноиндустрия не сильно поменялась. Сейчас все выглядит так, словно подход к боевикам и к хоррорам поменяли местами. Раньше за каким-нибудь «Рэмбо» или «Рокки» обязательно следовала вторая, третья, четвертая части и далее, пока не устанет либо главный актер, либо зритель, теперь же любой более-менее успешный ужастик обзаводится бесконечными продолжениями и спин-оффами.
Судите сами, за последнее десятилетие, похоже, только «Джон Уик» заимел франшизу, а «Никто» или «Великий уравнитель», хоть и являются теми же самыми фильмами, но все же самостоятельными.
С другой стороны, одних только фильмов с названием «Астрал» за то же время выпущено целых 6 штук.
Ужасы стоят дешево, если собирают, то окупаются, а прибыль идет в дело, выкачивая запомнившееся название до победы.
То же самое хотелось бы сказать про серию «Тихое место», которая готовит к выходу очередную часть, но лучше обрушиться с негодованием на отечественных прокатчиков, которые, отбившись от рук, стали уж слишком часто примазываться к именитым названиям.
Автор рецензии уже трижды попадался на уловки наших адаптаторов, которые то корейский ужастик выдадут за очередную часть «Пункта назначения», то третью часть «Поезда в Пусан» выпустят без ведома создателей совершенно другого кино про зомби на корабле, теперь вот и «Тихому месту» досталось.
И никого не смущает, что последняя часть известной франшизы выходила всего 4 месяца назад и зритель может проигнорировать очередное «Тихое место» после посредственного «День первый». Если такие названия не являются введением в заблуждение, то что же это?
В любом случае, мы шли в кино, чтобы с ухмылкой посмотреть, что там наснимали за 4 месяца авторы популярной серии, а получили, внезапно, неплохой атмосферный хоррор, в оригинале названный просто «Азраэль» без приставки «Тихое место».
С другой стороны, появление бренда в названии хотя бы объяснимо, ведь у фильмов про тварей, видящих ушами, и «Азраэля» действительно схожая концепция: хочешь жить — молчи.
Режиссер Кац в одном из интервью дал отличный слоган для описания всего сюжета своей ленты: «Праведников давно забрали в Рай, теперь мир в руках грешников».
За этими словами скрывается мир, 200 лет назад погрузившийся в тишину из-за появления потусторонних существ, реагирующих на громкие звуки. За два столетия человечество частично деградировало до общинного строя и отдельные общества начали поклоняться тем самым созданиям. Само собой, эти граждане практикуют жертвоприношение по принципу «кто скажет слово, того и съедят», ведь за два века все настолько привыкли к тишине, что речь стала считаться грехом.
У детей с рождения ампутируют голосовые связки, а все общение происходит через жесты, свисты и хрипы.
Поскольку во главу угла ставится религиозный страх перед неведомым, то вся первая половина фильма забита простенькими отсылками к так называемому варварскому католицизму. Антагонисты ленты одновременно прибегают и к языческим, и к околохристианским обрядам, что придает их ритуалам тонну пафоса и первобытной дикости.
Чуть ли не единственная спокойная сцена в церкви напрямую отсылает к источникам вдохновения режиссера по фамилии Кац.
Имя главной героини — Азраэль — тоже очевидная отсылка к иудаизму, где Азраил является ангелом смерти. Это все потому, что, не дожидаясь конца первого акта, хрупкая девушка становится помесью Шварценеггера из «Хищника» и Джона МакКлейна из «Крепкого орешка».
Дело в том, что молчаливые каннибалы почти сразу после вступительных титров хватают её вместе с возлюбленным и собираются красочно принести в жертву на правах чужаков. Азраэль удается вырваться, а вот её молодому человеку везет меньше и с этого момента ангел смерти начинает мстить, стараясь спасти своего мужчину.
Иными словами, «Азраэль» приятно смотреть по нескольким причинам. Во-первых, тут есть интересная концепция с отсутствием диалогов, что, как мы видели в «Тихом месте», работает ужасам только в плюс. Во-вторых, нечасто увидишь хрупкую девушку, пробивающуюся через толпы врагов. В-третьих, наконец-то заезженный штамп «дама в беде» сменил гендер и сделал это обоснованно и адекватно.
Конечно, не стоит забывать про визуальную составляющую. «Азраэль» очень повезло с оператором: фильм снимал эстонец Март Таниэль. Через его объектив, например, мы смотрели шикарную картинку в «Капитан Волконогов бежал», только там все было серо-красно-контрастным, а в тихом ужастике контраст никуда не делся, только теперь сделан упор на естественное освещение, осенний лес и вычурные фигуры диких каннибалов.
Ночная тьма чащи то и дело освещается жертвенным костром, вспышками выстрелов и отблесками луны на гладкой коже тварей. Зритель одновременно не может понять, что именно шевелится в кустах, но наверняка знает — там кто-то есть.
Пожалуй, как-то так и выглядит грамотный визуальный саспиенс.
В экшен-сценах все показано не хуже. В драках без слов и криков отчетливо слышен каждый удар и выстрел, от того они смотрятся только сочнее, особенно, когда в ход идут зубы, с аппетитным чавканьем вонзающиеся в чью-то плоть.
Со второй половины фильма всё вышеописанное занимает львиную долю хронометража, но после финальных титров хочется ещё. Больно уж вкусно снято.
Под конец авторы не дают передышек ни главной героине, ни зрителю. Азраэль набирается опыта, но в то же время ранится, зарастает грязью и в вышеупомянутой сцене в церкви человек у экрана выдыхает вместе с протагонисткой, наслаждаясь минутой спокойствия.
В данном контексте даже хорошо, что «Азраэль» не является спин-оффом к «Тихому месту», поскольку за неизвестную героиню гораздо легче переживать. Она, конечно, разваливает десятки дикарей на зависть каждому, но при этом действительно непонятно, доживет ли кто-нибудь до конца.
Внезапно, «Азраэль» очень хорошо ассоциируется с «Костяным томагавком» и вполне можно сказать, что оба примера — фильмы одного порядка за тем лишь исключением, что в ленте Каца нет именитых актеров, но те, что есть, справляются со своими ролями достойно. Отыгрывать весь фильм одними только мышцами лица — дело непростое, но Самара Уивинг в главной женской роли справляется с поставленной задачей.
В итоге то, что пытались паровозом прицепить к популярной франшизе, получилось хорошим самобытным фильмом, который хочется рекомендовать к просмотру без скидок на жанр хорроров.
18+
Александр Губкин