Почему цвет настроения жёлтый. Потому что в России, оказывается, работа регоператора оценивается по принципу светофора: зелёный — идеально, жёлтый — не идеально, но терпимо, красный — плохо.

Кроме работы регоператора Мураев обстоятельно рассказал о перспективах полигонов на островах, в Коряжме, Няндоме и в Холмогорском районе.

Интервью было в формате «Эхо СЕВЕРА» (других не признаём): вопросы и темы заранее не согласовываются — пришёл, включил диктофон, и начали.

И вот что заместитель председателя правительства Архангельской области рассказал главному редактору «Эхо СЕВЕРА» Илье Азовскому.

Азовский:

— В рамках реализации так называемой «Реформы чистоты» в Архангельской области предполагается постройка трех объектов — уже реализуемый проект строительства мусоросортировочного комплекса в Коряжме и комплексов по переработке отходов в Няндоме и Холмогорском районе (44 км). Согласно графику, неоднократно озвученному в СМИ, объект в Коряжме должен быть сдан до конца декабря текущего (2024) года. Вы подтверждаете эти сроки, объект будет построен и сдан в эксплуатацию до конца этого года?

Мураев:

— У нас контракт с подрядчиком, предусматривающий сдачу объекта до конца года. Дополнительно изыскиваем ресурсы для допфинансирования объекта. Дело в том, что в связи с изменениями в проекте И в связи с санкциями возникли дополнительные затраты, например, на земельные работы. Должны справиться.

— Но недавно звучала цифра 45 процентов…

— Нет, у нас на последний момент строительная готовность, без оборудования, была 64 процента, а с учетом уже заказанного оборудования — порядка 75 процентов. Мы договорились с подрядчиком, что он поставит оборудование, до 27 декабря все сдаст. В общем, все идет к тому, что в этом году объект будет сдан.

— Предусматривается ли строительство какого-то мусороперерабатывающего предприятия на Коряжемском полигоне?

— Нет.

— То есть будет чисто складирование?

— Сначала мусор будет отправляться на сортировочный комплекс. Там будет организована сортировка: пленка, железо, стекло, и так далее отдельно, а органика — отдельно. Последняя будет отправляться на переработку. Будет организован комплекс по компостированию. То есть из органики будет производиться технический грунт. Он будет отправляться на отсыпку дорог, на рекультивацию ликвидированных свалок, это удешевит складирование отходов.

Второй этап — строительство нового полигона. Там будут размещаться отходы, которые остались после сортировки, — так называемые хвосты. Они будут прессоваться, упаковываться в пленку и размещаться на полигоне. Полигон будет изолирован от попадания посторонних веществ. А существующая ныне карта будет рекультивирована.

— Деньги на строительство объектов в Няндоме и Холмогорском районе уже получены? О каких суммах идёт речь и каков источник финансирования? Когда приступаете к строительству данных объектов?

— Из последних новостей: закончено проведение государственной экспертизы сметной стоимости, документы по экологической и госэкспертизе. Сейчас «Архангельским Экологическим оператором» созданы два дочерних общества, полностью государственных, и мы ведем с правительством работу, чтобы эти два общества стали единственным поставщиком для этих объектов. Если проводить конкурс, возможно возникновение нездоровой конкуренции от всяких не вполне порядочных организаций. Эта работа может затянуться, мы можем не успеть заключить этот контракт, поэтому планируем заключение этих контрактов на следующий год. Финансирование этих проектов будет государственное.

Что касается комплекса в Няндоме — у нас сумма после пересчета 2,8 миллиардов, а по Холмогорам — 7,4 миллиардов рублей. Для создания и дальнейшей работы объекта в Холмогорском районе необходимо проложить дорогу, точную сумму затрат на её строительство сейчас установить трудно, но деньги явно огромные.

— Вы провели расчёты, в какую сумму обойдётся для области строительство данной дороги и из какого источника будет профинансировано ей строительство? Ведь состояние областного бюджета на данный момент находится явно не на высоте.

— Нужна трассировка, чтобы не попасть в болота, ручьи и тому подобное. Сейчас наш местный проектировщик делает проект этой дороги. Дорога будет четвертой категории, то есть с асфальтовым покрытием.

— Там рядом дачные посёлки — соседство со свалкой не самое приятное…

— Это не будет свалка в нашем нынешнем понимании. Современный завод с переработкой отходов.

— Вы сами готовы там дачу приобрести?

— Почему бы и нет? Мне кажется, когда появится хорошая дорога, стоимость участков, наоборот, возрастет.

— При строительстве МСК в Коряжме выявилось, что на территории строительства расположен техногенный водоём, воду с которого пришлось вывозить машинами на очистные сооружения и производить засыпку песком. Почему проектировщик ООО «Террикон» не учёл данный водоём в своём проекте и были ли выставлены ему излишне понесённые затраты на данные не предусмотренные проектом работы?

— Была допущена ошибка проектирования. Мне рассказывали, что в 90-х годах, когда вынимали грунт, из него строили дорогу до полигона, чтобы далеко не возить. Ну, полигон И заполнился водой. Пришлось этот водоем осушать, потом это место засыпать песком. Насчёт санкций — конечно, всё будет выставлено.

— Согласно законодательству, объекты размещения отходов относящиеся к первой категории негативного воздействия на окружающую среду должны до 1 января 2025 года получить Комплексное экологическое разрешение. Согласно закону, КЭР должны получить полигоны Северодвинска, Архангельска и Коряжмы. Будет ли до 1 января 2025 года получено комплексное экологическое разрешение? Если нет, то что будет с данными полигонами?

— Мы сейчас готовим документацию по будущей рекультивации. Документация по Архангельску и Новодвинску прошла экологическую экспертизу. По Северодвинску в связи с тем, что там пришлось предусматривать дополнительную площадь, еще предстоит, потом надо будет получить результаты экологической экспертизы и экспертизу стоимости объекта. Новодвинская свалка со следующего года будет готова к рекультивации.

— Объясните по-простому, что там будет.

— Сейчас это просто свалка. Рекультивация предполагает ликвидации отрицательных воздействий полигона на окружающую природу, а в идеальном варианте — возвращение земель в хозяйственный оборот с организацией сбора фильтрата, сбора дождевых вод, сбора образующихся газов…

— Сейчас архангельская свалка — это огромный круг, высота с пятиэтажный дом.

— Там предусмотрены столбы, чтобы она не расползалась. И тоже будет организован сбор фильтрата, дождевых вод. А сверху будет изолирующий слой, насыпана глина, потом песок, посеем траву. И будет предусмотрена система дегазации. А потом будет проведен мониторинг, чтобы составить представление, что там происходит.

— Ну, в Архангельске свалки все же более-менее под контролем. А на островах? Например, на Кегострове, когда-то, когда коровы погибали, туда кидали трупы и собак, и кошек… Это опасно?

— Проводили экологическую экспертизу, в том числе и на островах. Там сейчас установлен четвертый-пятый класс экологической безопасности. То есть для человека и для животных опасности нет. В свое время все эти отходы взяли и переместили в другое место. На островах основная масса отходов — это отходы лесопиления. И только пять процентов — ТКО. Сейчас мы подняли уровень терриконов, чтобы не попадала вода при затоплении. Кстати, на Хабарке недавно заливало водой, но уровень террикона позволил избежать затопления. А в общем, на нынешних свалках рекультивация будет выглядеть так: слой глины, потом песок, потом земля — и траву посеем.

— И когда это все будет сделано?

— До конца года. Да, мы сейчас трудимся, так сказать, стахановскими темпами. К сожалению, наш предыдущий подрядчик не выполнил свои обязательства, и мы были вынуждены расторгнуть договор с ними, в оперативном режиме провели новые торги. Не все хотели идти, и это понятно: сжатые сроки, условия — острова, все прочее… Но сейчас подрядчик определился, там работает около 150 человек, 72 единицы техники, то есть предпринимаются все усилия, чтобы сдать объект в срок.

— Жители островов жалуются на ваши стахановские методы: дороги разбиваете!

— Да, к сожалению, так. Приходится возить свои грузы, потом разравнивать дорогу, потом снова возить и снова разравнивать… Но там же такие условия! Особенно на Бревеннике, там же тоже все насыпное. Но многие жители островных территорий понимают ситуацию, говорят, мол, надо еще немного потерпеть.

— Перейдём к экооператору. Правда, что планируется и согласован заход в область экооператора из Новочеркасска Ростовской области?

— Нет, неправда.

— Но зачем тогда проводится масштабная проверка «ЭкоИнтегратора»?

— Мы обязаны проверять регоператора.

— Но на муниципальный уровень спускаются циркуляры с достаточно суровыми требованиями. Дескать, в связи с возможным лишением статуса регионального оператора просим предоставить факты всяческих косяков «ЭкоИнтегратора»…

— Чтобы не расслаблялись. Региональный оператор предоставляет услугу жителям. Дело в том, что он получает компенсации от тарифа, поэтому и идут проверки. Проверяет и счетная палата, и прокуратура, и мы проверяем — потому что обязаны этот делать. Так в законе прописано. Минприроды еженедельно проводит совещания, и всегда спрашивают, как работает регоператор, в какой зоне — зеленой, желтой, или красной.

— И где наш регоператор, в какой зоне?

— Наш — в желтой зоне, в связи с высокой кредиторской задолженностью. Есть и дебиторская задолженность, но разница очень большая.

— Значит, задачи расстаться с регоператором не стоит?

— Нет, не стоит.

— Люди ведь переживают, потому что помнят все эти проблемы, когда реформа началась: договоры, недоразумения…

— У нас задача такая — максимальная прозрачность работы регоператора. Чтобы мы понимали, как он работает. Второе: мы должны снизить нагрузку на бюджет, чтобы тарифы были сопоставимы с теми затратами, которые несет регоператор. И сам региональный оператор должен предоставлять свои услуги, за которые получает средства, качественно, а мы — эти индикаторы проверять. И если где-то что-то будет превышать, есть определенный порядок, где комиссия рассматривает нарушения. Поэтому по результатам проверки мы комиссионно рассмотрим все полученные материалы.

По поводу нового регионального оператора, есть порядок, который предусматривает, что, если уходит один, назначается временный оператор. Через год проводится конкурс, по результатам которого определяется новый региональный оператор, который соответствует установленным законодательством критериям.

— Ваши полномочия теперь как зампреда правительства существенно расширены. Вы теперь не только за экологию, ЛПК и природопользование отвечаете, вы теперь курируете и экономическое развитие. Предстоящие задачи вы уже оценили?

— Задачи огромные — и с точки зрения экологии, и с точки зрения экономики. У нас много экономических проектов, значимых для региона. В том числе создание инфраструктуры порта. Модернизация железнодорожной инфраструктуры, сопутствующие задачи. Создание судов, которые могли бы работать на Северном морском пути. Создана рабочая группа, мы постоянно собираемся, обсуждаем проблемы и пути развития. В нее входят представители Евросиба, Росатома — обсуждаем инвестиционные проекты, которые способствовали бы развитию нашего региона.

— Затраты по развитию порта — триллион? Больше?

— Пока не оценивали. Очередное заседание будет в январе, думаю, какие-то предварительные оценки ещё предстоит сделать.