Режиссер: Тодд Филлипс

В ролях: Хоакин Феникс, Леди Гага, Брендан Глисон, Стив Куган, Кэтрин Киннер.

Премьера 12 октября 2024 года.

Пять лет назад весь мир узнал, что фильмы по комиксам могут быть слегка артхаусными и это им будет вовсе не во вред. Первый «Джокер» принес создателям миллиард долларов, Оскара и всеобщую любовь.

Мнение о том, что от оригинального персонажа осталось одно название, было заглушено одобрительными возгласами и это заслуженно. Фильм действительно можно было бы назвать как угодно и все равно осталась бы далеко не самая плохая история неудачника, скатывающегося в полное безумие.

С одной стороны, с таким успехом сиквел был неизбежен, а с другой — не сильно-то и нужен. Как будто бы всем было интересно, как будет вести себя персонаж, которого формировали весь фильм. В то же время, чего мы не знаем о Джокере за десятки лет знакомства?

Переснимать то же самое, только про вечную спутницу главного злодея вселенной DC — Харли Квинн — было бы слишком просто после достаточно глубокой первой части. Поэтому основным нововведением стали музыкальные номера.

От комиксной Харли Квинн тоже оставили только историю становления героини. В остальном Леди Гага играет сходящую с ума фанатку, которой не существует без объекта её обожания — Джокера.

Для музыкальных номеров одна из главных поп-звёзд планеты — просто находка. Смотреть клиповые вставки посреди не слишком динамичного фильма — сплошное удовольствие. К сожалению, в игровых моментах Леди Гага не так хороша. Она исполняет свою роль достойно, но прорыва Хоакина Феникса от поющей актрисы ждать не стоит.

С Джокером ситуация обратная. Феникс по-прежнему отлично играет, но с песнями у него проблема. В клипах он как будто бы слишком зажат и уступает Харли Квинн в артистизме, хотя должно быть наоборот.

Такое поведение главного героя пытаются оправдать сюжетно, мол после лечения в психбольнице Аркхем слетевший с катушек мститель стал замкнутым и необщительным. Бывший клоун, обколотый лекарствами, правда может себя так вести, но во второй половине жизнь возвращается в тело Артура, а вот артистизм в песнях — нет.

Впрочем, новый «Джокер» — это не мюзикл, как думают многие. Внезапно, фильм о безумном суперзлодее превратили в судебную драму. Процесс над главным героем отнимает львиную долю хронометража.

Артура Флека судят за преступления из прошлого фильма и смотреть за этим не то, чтобы слишком интересно. Зато Джокер наконец появляется в реальности: защита настаивает на том, что Артур никого не убивал, а выстрел сделал именно Джокер — субличность обвиняемого.

Причем, данный ход — не просто выдумка адвоката, а реальная болезнь Артура Флека. Об этом говорит мультипликационная вставка в начале фильма и такая деталь еще сильнее портит впечатление о том самом Джокере.

Может быть, оригинальный персонаж и был болен на голову, но никакой второй хорошей личности за ним никогда не наблюдалось. Джокер из свежего фильма как будто бы имеет шанс на исправление и в прошлой части он убивал не потому что общество его достало в край, а из-за голосов в голове.

С такими нововведениями образ того самого Джокера рушится еще сильнее. Кажется, что после первой части герой должен был перестать жалеть себя, наконец-то освободиться и забыть про прошлую жизнь неудачника.

Однако, после первой же отсидки в психушке он сдался, замкнулся и потерял волю к жизни. Старый Джокер тоже закрывался в Аркхеме, но никогда не терял боевого настроя и шутил в лицо Бетмену даже после самых жестких процедур.

Еще одна проблема, лишившая «Безумие на двоих» успеха — завышенные ожидания, которые, в первую очередь, появились из-за оригинальной ленты, удивившей очень многих. Мы ждали большего от Харли Квинн, ждали безумие, заявленное в названии, но получили длинный постскриптум к первой части.

Сиквел не был бы лишним, но снимать продолжение ради продолжения — не совсем то, что заслужил первый «Джокер».

О второй части заговорили только после гигантских сборов оригинала. Сначала режиссер говорил, что сказал всё, что хотел, а позже придумал смешную историю о том, что концепция «Безумия на двоих» явилась ему во сне.

Чистый мюзикл был бы классной темой, поскольку автор рецензии любит мюзиклы. Тогда аудитория поделилась бы на две части — любителей и ненавистников этого жанра. Из-за того, что создатели как будто постеснялись превращать свою драму в цирк с конями, зрители разделились на разочаровавшихся сильно и не очень.

Чего у продолжения не отнять, так это чувство стиля. Цветокор, костюмы, мрачная атмосфера и попытки закосить под Скорсезе — всё это просто приятно смотреть, но за два часа утомляет даже эстетика.

То, что действительно радует, так это концовка. Старый персонаж действительно должен закончить именно так, как показано в «Безумии на двоих», а перерождение Джокера дает надежду на более достойное продолжение.

К сожалению, новый Джокер сыгран далеко не Хоакином Фениксом, а принято считать, что эта роль — показатель профессиональной актерской игры. С другой стороны, новый перезапуск герою не очень-то и нужен. Правильного клоуна мы уже видели у Нолана, а современная лента вполне может подойти для предыстории злодея в исполнении Хита Леджера.

18+

Александр Губкин