Режиссер: Гальдер Гастела-Уррутия.

В ролях: Иван Массаг, Сорион Эгилеор, Антония Сан Хуан и другие.

Премьера 6 сентября 2019 года.

В последнее время фильмы-антиутопии больше не кажутся чем-то интересным. Как будто начиная с 2019 года люди перестали бояться грядущего, а из-за событий на нашей планете данное направление потеряло актуальность, так как с приходом пандемии весь мир в той или иной степени стал антиутопией.

Последний раз оглушительный успех свалился на корейских «Паразитов» аж 5 лет назад и с тех пор ничего интересней не выходило.

Однако в один год с «Паразитами» вышла и другая антиутопия с посылом попроще, но с более продуманной реализацией — испанская «Платформа». Корейский бестселлер для «Платформы» стал и проклятием, и спасением. Дебют Гальдера Гастелу-Уррутии недополучил львиную долю внимания, поскольку выходил в тени более успешного собрата, но после успеха корейцев лентой заинтересовался «Netflix» и проект добился популярности сильно позже за счет стримингов.

«Паразитов» обсудили вдоль и поперек, приписывая те достоинства, которыми простенький социальный комментарий и не обладал. «Платформа» же не сильно сложнее в своей сути, однако снята куда смелее и жестче, а потому заслуживает внимания.

Итак, в недалеком будущем государство неназванной страны задумывает довольно жестокий социальный эксперимент, призванный выяснить, склонны ли люди к природному равенству и возможно ли оно вообще.

Для этого строится специальная тюрьма высотой (или глубиной) в несколько сотен этажей. В камерах нет решеток, вместо неё заключенных охраняет огромная шахта, по которой раз в день опускается платформа с едой. По задумке эксперимента еды хватает ровно на все уровни, однако те, кто находится к кормушке ближе всего обжираются, а до нижних этажей не доходит вообще ничего, даже костей и отходов.

Иными словами, чем ниже, тем голоднее. После сотого этажа начинается каннибализм, поедание ремней и прочие способы хоть как-то не умереть с голоду. Раз в месяц камеры случайным образом перетасовываются и у заключенных появляется шанс забраться повыше или наоборот опуститься в страшные места.

Контингент в тюрьме самый разный: кто-то попал сюда за реальные преступления, порой жестокие, кто-то, как и главный герой по имени Горенг, согласился принять участие в эксперименте добровольно ради бонусов от государства. Каждому сидельцу положен один разрешенный предмет и Горенг выбирает книжку «Дон Кихот». Этот факт еще сыграет свою роль ближе к финалу, а пока зритель может отметить внешнюю схожесть персонажа Сервантеса и протагониста «Платформы».

Понимание несправедливости мира, в котором оказался главгерой, приходит к нему довольно быстро, но требуется несколько месяцев, чтобы масштаб кошмара дошел до Горенга и зрителя в полной мере.

Доброволец успеет побывать на всех уровнях, попробовать человечину, сам стать чьей-то едой, сожрать свою любимую книжку, познакомиться с одной из авторов эксперимента, увидеть смерть почти всех своих сокамерников и воскресить их в своей голове в качестве галлюцинаций.

Пройдя через несколько кругов ада Горенг приходит к мысли о социалистической революции. Сначала словами, а потом и кулаками он с единомышленником принуждают людей делиться едой поровну, но успеха не имеет, ведь как только человек даже с нижних уровней попадает на верхние, то перестает уважать тех, кто снизу, а «нижние» настолько ненавидят «верхних», что отказываются вступать с ними в какую-либо коалицию.

Именно в третьем акте «Платформа» перерастает свою простенькую аллюзию на капитализм и становится действительно интересным фильмом «наподумать». Обычно кино про революцию заканчивается на фоне гордо реющего флага победителей, скинувших несправедливый порядок и дальше все у них будет обязательно хорошо.

«Платформа» же заходит дальше, интересуясь «А что делать с теми, кто не за и не против?» Ответ дает сам же фильм — бить железной трубой. Герои решают провести акцию, которая заключается в возвращении наверх тарелки с нетронутым десертом. Пол, осталось в нас еще капля человечности и еда (читай, ресурс) — не главное.

Великую идею приходится натурально защищать с оружием в руках и применять его к тем, кто просто хочет выжить. Но даже такой демарш провести не получается, поскольку в конце в сюжет вмешивается банальность в виде слезинки ребенка, что, конечно, минус, но отсутствие положительной концовки для антиутопии — большой плюс.

Фильм наглядно показывает, что каким бы жутким не был бы текущий тюремный порядок, путь против него сопряжен с большими жертвами тех, кто по самым разным причинам не принимает новые идеалы. Причем, путь этот совсем не обязательно должен закончиться успехом.

В выборе между оставить всё как есть или попытаться выступить против, по версии «Платформы», нет правильного решения. Поможет только закрытие эксперимента или апокалипсис, если продолжать аналогию на наш мир.

Авторы специально не стали создавать отдельные касты, живущие только наверху или внизу, показывая, что быть злым буржуем может каждый, как только доберется до ресурса и каждый может начать испытывать ненависть к «верхам», если у него этот ресурс отобрать. Причем, у большинства героев фильма нет цели изменить систему, но забраться повыше — вот главная мечта.

Герои с высокими идеалами довольно быстро приходят к проблеме всех идеалистов с властью: чтобы заставить остальных поверить тебе, надо перебить всех несогласных, а, если перебить всех несогласных, то что это за высокие идеалы такие и чем они лучше предыдущих?

Ну и, конечно, главная аллегория заключается в том, что в недоедании большей части тюрьмы виноваты сами же заключенные. Из-за своей ограниченности тремя стенами, символизирующими границы узкого сознания, они сами создали тот жуткий мир, в котором живут. Каждый виноват по-своему, но не все готовы эту вину признать, искупить — еще меньше.

Помимо ощущения безысходности, «Платформа» добавляет клаустрофобию, но при этом при просмотре действительно интересно исследовать мир тюрьмы вместе с главными героями. Сцены убийств здесь натуралистичны, порой даже слишком (для автора рецензии это большой плюс, но детей от экрана лучше убрать), а чревоугодие показано достаточно отвратительно, чтобы настроить зрителя против обжирающихся персонажей.

Главный герой, сражающийся с ветряными мельницами, сам по себе является приятной отсылкой на классику. «Платформа» вообще наполнена подобными простенькими отсылками, от которых всем хорошо: и зритель без труда их понимает, чувствуя себя умным, и автору приятно, поскольку его посыл дошел.

Большинство сравнивают «Платформу» с «Кубом» из-за цветовой гаммы и закрытых пространств или с «Паразитами» из-за антикапиталистического посыла. Да, эти фильмы действительно похожи, но автору текста испанская антиутопия сильнее всего напомнила другой отличный фильм про бессмысленность борьбы — «12 обезьян». Кино с Брюсом Уиллисом к просмотру тоже крайне рекомендовано.

18+

Александр Губкин