Режиссер: Майк Ньюэлл
В ролях: Лили Джеймс, Михил Хёйсман, Глен Пауэлл, Джессика Браун-Финдли, Кэтрин Паркинсон, Мэттью Гуд, Том Кортни.
Премьера 29 августа 2019 года.
Плохие фильмы о Второй Мировой войне и связанных с ней событиях бывают разными: слишком пафосными, излишне геройскими, просто пошлыми или клишированными вдоль и поперек.
Но отдельное место в этом списке занимают для совсем уж девочек.
Всякие «Мальчики в полосатой пижаме» или «Воровка книг — это кино настолько ванильное, что порой становится аж тошно, насколько все на экране добрые и милые, особенно в контексте того страшного и злого времени.
Не подумайте, в любой теме есть место любому жанру, просто на субъективный взгляд автора рецензии мужского пола, делать мыло хуже, чем получилось у создателей «Клуба любителей книг и пирогов из картофельных очистков» довольно тяжело.
Смысл названия ленты раскрывается в первой же довольно милой сцене, которая даже не раздражает, поскольку зритель еще не знает, что его ждет дальше.
В 1941 году группа пьяных и веселых пожилых британцев с оккупированного немцами острова Гернси идут по темным улицам, распевая песни и одновременно стараясь не нарваться на патруль. Естественно, крики среди спящей деревни привлекают фашистов и у героев начинаются проблемы. Чтобы избежать ареста, один из гражданских не придумывает ничего лучше, чем назваться членом книжного клуба «Любителей книг и пирогов из картофельных очистков», а после наблевать на сапоги коменданта.
Тогда с загулявшимися жителями Гернси решили не связываться и заставили официально зарегистрироваться, что принудило их регулярно проводить собрания того самого книжного клуба.
На этом моменте нас переносят в 1946 год. Война закончилась и теперь главная героиня — лондонская писательница средней руки по имени Джулиет. Однажды она написала одну более-менее успешную книгу и теперь живет за счет её продаж с мечтой переплюнуть предыдущее достижение.
Джулиет — уже взрослая девушка и явно застала всю войну от начала и до конца, пережила бомбежки Лондона, полуголодные годы и росла в страхе перед вторжением немцев. Однако в фильме она ведет себя, словно вчера родилась: с широкими глазами слушает про смерти солдат и гражданских, ничего не знает о рабах-заключенных, руками которых Германия строила укрепления на соседних с Англией берегах и всеми прочими доступными способами демонстрирует свою всепоглощающую наивность.
Однажды ей приходит письмо от некоего поклонника с острова Гернси, просящего прислать немного книг для их клуба, ведь после войны у них не осталось ни одной книжной лавки. С этого письма и начинается знакомство Джулиет с любителями пирогов из картофельных очистков.
В надежде написать громкую статью о британцах, переживших оккупацию, она срывается на остров в поисках того самого клуба и его членов. Уже на причале зритель узнает, что главная героиня еще и помолвлена.
К этому моменту от фильма проходит всего 15 минут, а скука уже заполонила все пространство. Видя, с каким лицом Джулиет читает письмо от поклонника и как с ней общается будущий супруг, немедленно понимаешь, что у этого союза нет шансов и первый же мужчина на острове всем своим видом кричит, кто будет главным избранником писательницы.
Основная интрига линии с островным клубом укладывается в две строчки, но зачем-то искусственно тянется через весь фильм. И тянется, и тянется…
Дочь одной из членов клуба влюбилась в немца, забеременела от него и стала гонима всеми соседями, а мать теперь страдает. Всё!
Однако Джулиет приходится вытягивать из островитян по каждому слову из предложения выше по нескольку минут хронометража. Каждое продвижение по сюжету сопровождается тихими чисто-британскими истериками, за которыми следует такое же длинное примирение и всё повторяется.
Бессмысленно ждать от этого кино какой-то сильной драмы, душераздирающих историй или любых форм жестокости, хотя, казалось бы, сеттинг к такому располагает. Главную героиню все буквально носят на руках, каждый первый к ней доброжелателен, а каждый второй готов на многое ради её благостного состояния души.
Линии второстепенных персонажей также неинтересны. Флешбэки во время оккупации вызывают только улыбку у любого жителя постсоветского пространства. По фильму британцам разрешены и неполитические объединения, и имущество их не сильно пострадало, а та самая пьянка, предшествовавшая созданию книжного клуба и вовсе началась из-за того, что соседи решили съесть целого порося. Да, для них это был праздник, но все же.
На этом фоне им действительно только и остается, что перемывать друг другу кости, да грустить из-за судьбы родственников.
После всего описанного выше решительно непонятно, откуда у настолько пустого фильма такие высокие оценки. Среди западных критиков нашлись те, кто хвалил ленту за смелость, но в чем она заключается после просмотра «Клуба» совершенно неясно. Неужели только в ориентации редактора Джулиет? Данная тема никак не раскрыта, упоминается лишь в одном диалоге и данный персонаж не испытывает вообще никаких неудобств из-за своих предпочтений, хотя в консервативной Англии должен был бы.
После всей увиденной патоки, которая даже немцев образца 40-х годов показала без особого негатива, хочется чего-то по-настоящему жестокого.
Вот было бы здорово, если бы Джулиет приехала на остров, где озверевшие за время голода и лишений жители создали свой книжный клуб и зазывали в него всяких бездарностей со всего света, чтобы сожрать, ведь единожды попробовав человечину, они уже не могут остановиться.
Если кто-то задумает снять ремейк «Клуба», то с удовольствием подарим эту идею, а пока стоит отметить, что обсуждаемый фильм был снят по одноименной книге и люди, читавшие оригинал, по традиции говорят, что книга лучше.
В бумажном варианте Джулиет долго переписывается с каждым из членов клуба, по-разному представляет их, не имея понятия, как они выглядят на самом деле, а после образы островитян раскрываются по-новому.
В книге героиня не настолько наивна, мучается, выбирая между двумя мужчинами, и её образ расписан куда глубже.
Фильм же создает впечатление о Джулиет, как о ветреной особе, которая полезла со своим уставом в чуждое ей общество, частично поломала местные устои и укатила обратно в столицу вместе с новым парнем.
Иными словами, «Красотка» в декорациях Второй Мировой — звучит интересно, но на деле вышло скучно, глуповато и очень уж мыльно.
12+
Александр Губкин