О развитии новых направлений перевозок из морского порта Архангельск рассказала заместитель министра — начальник управления реализации арктических проектов экономического развития и промышленности Архангельской области Виктория Пестова.

Пестова собравшейся публике доложила, что в этом году из морского порта Архангельск выполнено два субсидируемых каботажных рейса через акваторию Северного морского пути в порты Дальнего Востока с общей загрузкой порядка 9 тысяч тонн.

Два рейса — это ключевое. Немного, но докладчику это позволило рассказать, что по сравнению с прошлым годом заинтересованность грузоотправителей в данных рейсах из Архангельска выросла в 2,5 раза.

То есть было 0, стало 2 рейса. А заинтересованность выросла в 2,5 раза. В принципе, если не вдаваться в суть, то звучит неплохо.

Замминистра доложила, что растут показатели контейнерных перевозок между Россией и Китаем, осуществляемых по Северному морскому пути через Архангельск.

Если в прошлом году был отправлен один тестовый экспортный рейс, то в этом году выполняется уже 10 экспортно-импортных рейсов.

10. Странно, но официальные источники ещё 19 октября сообщили только о пяти рейсах. На носу зима.

Пестова напомнила, что в 2023 году был утвержден комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года.

Ключевой составляющей программы является строительство глубоководного района морского порта Архангельск.

— Место для строительства выбрано в 70 километрах от действующего порта, там естественные глубины позволят обрабатывать суда грузоподъемностью до 75 тысяч тонн, — рассказала Виктория Пестова.

Чтобы было понятно, где это место — вот карта.

portnews.ruportnews.ru
slideplayer.comslideplayer.com

Чуть севернее Мудьюга. В Сухом море. Глубин там нет от слова совсем. Два небольших островка отделяют Сухое море от Двинской губы Белого моря. От этих островков до ближайшей глубины очень далеко. И через это «очень далеко» (на карте тёмно-синяя линия в море) намереваются построить причальный пирс. Теоретически, учитывая, что китайцы и арабы целые острова делают в морях и заливах, это, конечно, возможно.

Вообще это место с крайне непредсказуемыми ветрами — так называемые «железные ворота». Кто на катере ездил на Кую или далее, тот знает, что даже в тихую погоду здесь всегда штормит. Волны адские, со всех сторон.

К тому же если кто-то был вообще в тех местах, то не даст соврать: там на материке вообще нет дорог, даже просёлочных.

То есть от Архангельска нужно будет строить через тайгу и болота железную и автомобильную дороги. И далее мост на остров. Острова там песчаные с очень нестабильным грунтом, то есть фактически его надо будет отсыпать заново и укреплять.

К тому же надо помнить, что от Обозерской до Архангельска (3 часа езды на поезде, 133 км) железная дорога не электрифицирована. И в планах РЖД их инвестпрограммах электрификации нет. По крайней мере, об этом нигде не заявлено.

Стоимость всего это счастья даже заоблачной не назвать — космическая.

Но докладчик Пестова не уныла и доложила в Питере про планы:

— Грузооборот глубоководного района на первом этапе оценочно составит 19,3 миллиона тонн в год, в перспективе возможно увеличение грузовой базы до 40 миллионов тонн в год. Стратегическим партнером выступает госкорпорация «Росатом», подписано соглашение со Сбербанком и «Евросибом», который готов выступить соинвестором проекта. Мы готовы работать и с другими интересантами.

В настоящее время создается совместное с китайской компанией NewNew Shipping Line предприятие. Для него планируется построить пять контейнеровозов ледового класса Arc7, которые смогут работать во льдах толщиной до 140–170 см.

Сначала предполагается задействовать их на маршруте Китай — Санкт-Петербург. Данные контейнеровозы будут работать в Поморье, когда в Архангельске будет построен глубоководный порт.

Дорожная карта такова.

В этом, в 2024 году заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот её рассмотреть.

Осталось два месяца.

В 2025–2026 годах должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство.

Ввод в эксплуатацию и нового терминала, и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год.

То есть через 7 лет.

Ну, дай-то Бог!

А пока это место выглядит примерно так.