Сегодня прошло расширенное заседание комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. Вместе с депутатами и представителями регионального правительства в дискуссии приняли участие представители крупнейших предприятий ЛПК.
Лесной сектор экономики Поморья обеспечивает занятость почти 19 тысяч человек и дает более 10 процентов налоговых доходов в консолидированный бюджет Архангельской области.
— Комплекс мер поддержки предприятий ЛПК, поддержанных президентом России и принятых на федеральном уровне, позволил нашим предприятиям перестроить производственные и логистические цепочки и удержать производственные показатели в 2023 году практически на уровне 2022 года, не допустив значительных падений, — сообщила заместитель министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Ирина Панасечкина.
Исключение составили пеллеты, по которым снижение составило почти в 3 раза, что обусловлено закрытием традиционных рынков сбыта и слишком дорогой логистикой для перенаправления продукции в другие регионы. В связи с этим участники совещания предложили вернуться к идее адресной субсидии на перевозку пеллет.
Однако проблема перевозок продукции ЛПК гораздо шире. Производственники говорят о больших сложностях с транспортировкой по железной дороге: растут тарифы, сроки доставки затягиваются, планы не выполняются. Всё это ведет к недополученной прибыли и росту издержек.
— Лесопромышленники постоянно сообщают о том, что подвижного состава не хватает, отправляемые вагоны и платформы бросаются в пути и долгое время не могут дойти до грузоотправителя или грузополучателя. Несмотря на то, что провозные тарифы РЖД каждый год только растут примерно на 8 — 10 процентов, объемы перевозок лесных грузов снижаются и за два последних года упали более чем на 20 процентов. С началом 2025 года РЖД планирует снова увеличить провозной тариф на 17 процентов, — говорит председатель комитета Александр Дятлов.
Чтобы повлиять на ситуацию, предлагается направить обращение в адрес РЖД и федерального Министерства природных ресурсов о необходимости корректировки тарифов для лесопромышленников Северо-Запада. К тому же ранее была подобная практика — для производств ряда территорий применялся понижающий коэффициент.