Режиссеры: Рауль Де Ла Фуэнте, Дамиан Ненов.

В ролях: Миросляв Ханишевский, Верджил Дж. Смит, Томаш Зентек, Ольга Болондзь, Рафаль Фудалей, Павел Пачесны, Якуб Каменьский.

Премьера 11 мая 2018 года.

Много ли вы знаете фильмов, снятых журналистами? Наверняка предостаточно. А как насчет чисто-журналистских мультфильмов?

«Еще один день жизни» — довольно самобытное полудокументальное анимационное кино, поданное со стороны стороннего наблюдателя — польского репортера, а после писателя Рышарда Капущинского.

Мультик (не совсем подходящее слово, учитывая тему) снят по одноименной книге Капущинского, написанной по мотивам его путешествия по Анголе 1975 года, погруженной в гражданскую войну, начавшуюся после провозглашения независимости страны от Португалии.

Несмотря на очень богатую фактуру в виде вкраплений интервью с реальными участниками событий, описанных в книге, произведение получилось довольно субъективным и рассказывает историю, что называется, из глаз.

Это не столько упрек, сколько констатация факта, ведь авторы нигде не говорили, что собираются показать некую правду о гражданской войне всех со всеми. «Еще один день жизни» — это, скорее, дань памяти одному из самых знаменитых польских журналистов.

Однако, нельзя не отметить, что и сам Капущинский, и создатели мультфильма явно встают на одну сторону, а именно — социалистическое Народное движение за освобождение Анголы или МПЛА (аббревиатура с испанского).

МПЛА формально победили в той войне и как будто бы заинтересованы в создании положительного образа своего прошлого, в чем авторы «Еще одного дня» им помогают, хотя в конфликте, который, по их же словам длился до 2002 года, очевидно, были хороши все стороны.

Боевые столкновения в Анголе начались еще в начале 1950-х годов. Сначала повстанцы боролись против Португалии и были худо-бедно объединены идеей о независимости, но после ухода большей части колониальных войск немедленно приступили к войне друг с другом, распавшись на отряды по нескольку сотен бойцов.

После того, как Советский Союз руками кубинцев поддержал одну из социалистических фракций, сформировалась партия МПЛА, ей противостояли националисты из ФНЛА, поддерживаемые США. Оставались и бывшие португальские офицеры, сражающиеся за колониализм, и УНИТА — фракция, совмещавшая в себе и либерализм, и маоизм, и панафриканство.

В общем, в стране, вышедшей из-под внешнего управления, было столько идей и мнений, что не запутаться в них невозможно. Даже основные фракции можно назвать социалистами и националистами весьма условно, ведь большая часть населения понятия не имела, чем одно отличается от другого. Люди просто не любили белых колонизаторов и чаще склонялись влево из-за доступности нехитрой пропаганды МПЛА, выставлявшей США главными мировыми эксплуататорами. Еще была интервенция сил ЮАР и Родезии, желавших подавить восстание, пока оно не пришло и к ним.

Винегрет получился знатный.

Гражданская война в Анголе — классический африканский конфликт с «прелестями» вроде политических и этнических чисток, воюющими детьми допубертатного возраста и отсутствием даже понятия «линия фронта». Все эти особенности имели место быть и в МПЛА, и в ФНЛА, а португальцы отрицательно прославились зачистками деревень от партизан. Партизанами назначались все, кто не нравился колонизаторам.

То есть искать там меньшее из зол — занятие неблагодарное, но Капущинский сам являлся социалистом, да и попал к МПЛА, поэтому не мог не впечатлиться именно ими. И потом, в те дни польский репортер был единственными пишущим европейцем в стране, поэтому другой точки зрения не осталось в принципе.

«Еще одному дню жизни» очень не хватает фильма о фильме часа на 3. В открытом доступе не получилось найти интервью героев книги, а послушать, что они думают об описанных событиях, было бы очень интересно. В самом мультфильме есть лишь вставки их фраз на несколько секунд. Они нужны, чтобы подчеркнуть документальность, но не особо добавляют понимания всего происходящего.

Показанное на экране сначала хочется упрекнуть в излишней художественности. Авторы это понимают и немедленно дополняют видеоряд настоящей фотографией, которая легла в основу очередной сцены.

Например, образ боевой черной женщины с афро на голове и Калашниковым в руках из 2024 года кажется слишком избитым, ан-нет — вот она была на самом деле и выглядела именно так, как показано в мультике. То же самое касается и варлорда в красном берете, больше напоминающего бандита, чем военного. В последнем случае, этот живой человек еще и интервью дает, где сообщает: «Да, все так и было».

Сначала кажется, что формат мультфильма с комиксной рисовкой не очень подходит выбранной теме. В формате игрового кино многие сцены смотрелись бы куда выразительней, но знающие люди говорят, что Капущинский писал, используя сюрреалистичные образы, которые и были отражены в виде анимации. Снимать такое на натуре было бы слишком дорого и получилось бы менее ярко.

И потом, никто не отнимал у зрителя воображения. Дорогу, усыпанную трупами на 25 миль в обе стороны, любой может себе представить, а мультфильм в активно поможет, буквально сгущая краски и концентрируясь на вперемешку лежащих подгнивших детях, солдатах и животных.

С образами войны у «Еще одного дня жизни» нет никаких проблем. Одна сцена, демонстрирующая через объектив фотоаппарата сотни трупов, на которые насмотрелся Капущинский за командировку в Анголе, дает зрителю самому вообразить масштабы бедствия и насколько мертвые лица стали рутиной для отчаянного репортера.

Кроме прочего, мультфильм достаточно времени уделяет журналистской этике, а именно праву журналиста браться за оружие и влиять на ход событий. Лента дает на это два ответа: метис ангольского происхождения Артур — коллега Рышарда — говорит, что предал профессию, когда взял в руки автомат, но тогда решалась судьба его страны и Артур не мог поступить иначе. Капущинский же отказывается стрелять даже, когда ему кричат «воюй или умри», однако позже передает важные разведданные, на несколько часов становясь весомым участником конфликта.

Четкого ответа на эту дилемму нет, и в финале авторы открыто в этом признаются. Капущинский считал, что собственные моральные принципы должны стоять выше профессиональных, но ответственности за них никто не снимает. Кроме того, его читатели должны знать о том, что происходит, чьи бы интересы эта информация не затрагивала.

Мультфильм не сильно оправдывает данную максиму, поскольку в нем явно прослеживается деление на «хороших» и плохих».

Зато, чего ему не занимать, так это доступности передачи ощущений. Например, столица Анголы Луанда, охваченная паникой белого населения, показана не столько натуралистично, сколько правильно с эмоциональной точки зрения. Страх белого перед вооруженным черным, который не стучит в него прикладом только до поры до времени, создается всего парой коротких сцен, но преследует еще долго.

Сочетание шпиономании, приближающейся анархии, недоверия к каждому первому прохожему здесь соседствует со странной мирной жизнью. В бедных кварталах жизнь течет так, как будто нет никакой войны прямо под носом и главный герой явно кайфует от этого диссонанса.

Чем дальше развивается сюжет, тем больше «Еще один день жизни» напоминает «Апокалипсис сегодня». Анархия, еще не захватившая столицу, вовсю гуляет за её пределами. Там каждый враг каждому и даже правильное приветствие не всегда спасет от пули.

Наверное, сегодня не только старым ангольцам знакомо чувство абсолютного беззакония, когда на этом конкретном квадратном метре правила устанавливает вон тот солдат с автоматом и вся вторая половина «Еще одного дня» активно это ощущение развивает.

Но, пожалуй, самой яркой эмоцией остается разочарование, появляющееся после финальных интервью. В фильме все молодые герои горят какой-то идеей, готовы драться за нее, а в конце мы видим пожилых людей, живущих в мирной стране, катающихся на трамвайчиках, но не понимающих, зачем было всё, что они пережили.

Артур прямо говорит, что не видит ни независимости Анголы, ни равенства, ни социализма. Действительно, МПЛА меньше, чем за 10 лет наигралась в марксизм-ленинизм и стала нормальной африканской диктатурой, продающей ресурсы. Героев войны отстранили от власти еще в 80-е, а их идеалы остались забытыми.

Ришард Капушинский умер в 2007 году и не дожил до реформ в Анголе. Многие его респонденты пережили журналиста, несмотря на бурную биографию. Все они дружили на протяжении многих десятилетий и не упрекали поляка в недосказанностях или вранье, что само себе положительно говорит о его работе.

Мультфильм, посвященный десятилетию ухода Капущинского из жизни, как минимум стимулирует зрителя погрузиться в интереснейшую тему обретения Африкой независимости и позволяет сделать это из глаз очевидцев ключевых событий. Произведение больше заряжает нужными эмоциями, а все остальное — в руках смотрящего.

18+

Александр Губкин