Кстати, учёные из северо-западного этнологического института полагают, что название пинежского села Глубокое происходит не от глубины окрестных озёр, а от выражения «горе глубокое». Подтверждение учёные нашли в знаменитом эпосе «Слове о полку Игореве». Там плач княжеской дружины был безутешен. «Глубока не река, а пучина горя нашего», — говорил, сокрушаясь, мудрый воин русский.

Похожая тема звучит и в пинежских страданиях, дошедших до нас из глубины веков и чащобы лесов: «Лабуда-беда явилася — горе глубокое навалилося! Люди добрые, вспоможите — гортань бесячью уберите»! Эти строки пели девы пинежские, а старухи громко причитали: «Бешеная гортань закройся, Лабуда-беда, сглаз моих смойся!»

И вот спустя тысячелетие знаменитая собирательница северорусских фольклорных традиций Антонина Яковлевна Колотилова, исследуя пинежскую былинную сокровищницу, наткнулась на притчи «о Лабуде-беде и её гортани бешеной».

Из отдельных строк по крупицам собирался небольшой пинежский эпос — быль о том, как предки наши изгоняли коварное чудище «Лабуда-беда — бешеная гортань».

Чудище шлялось по деревням и появлялось как продолжение беды. Верной приметой к появлению Лабуды-беды была перемена ветра: всегда начинался ветер северный.

И в наследии Колотиловой почти все песенные страдания начинались со слов «Ой, не дуй ты, ветер северный». Кстати, вопреки расхожему мнению, северный ветер в тех краях был отнюдь не свеж — с болот дул тот ветер, низовой он был. То, что кислым и гнилым несёт с северных болот, — этот факт подтверждается и поныне.

«Гортань бешеная поганок объелась да кровью болотных жаб напилась, мало ему, окаянному, верно, Лабуда-беда дурное замутил!» — мрачно говорили мужики и шли за вилами.

Не холода боялись жители далёкой Пинеги. Северный ветер с гнилых болот, где в месте, что гортанью бешеной звалось, ещё много веков назад окаянный Лабуда-беда завёлся и разлагается, неся болезни всякие.

И сбегали крысы, и чернело молоко в крынках и… Тишина… Вдруг как завоют бабы, дети, мамки. «Уж близко Лабуда-беда, ишь, как из гортани бешеной несёт», — мрачно констатировали мужики и подтягивались на околицу, вилы потирая.

Итак, представьте себе: деревня…

Люди в горе страдают, бабы в голос ревут, у коров лактация прерывается — короче, плохо людям…

И тут чудище Лабуда в образе блаженного юродивого появлялось с сумой своей, сотканной из шкуры чёрного барсука. 

В общем, так: выходят люди за околицу, ГЛЯДЬ! А там уж Лабуда-беда сидит в грязи, весь в трясине, чешуйчатый и посмеивается визгливо. А из сумы из чёрного барсука игрушки достаёт.

И игрушки те людям за снедь и копеечку предлагает (якобы на счастье). Люди будто разум теряли, шальными становились — к Лабуде-беде подходили… тот дыхнёт из гортани бешеной и игрушки прямо в руку даёт. Люди игрушки в дом несли. А в доме, как и велел окаянный, последнее тёплое молоко на игрушку лили.

И тут обнаруживалось, что это была вовсе не пещерная глина. Это были куски плоти болотной нечисти. Её Лабуда-беда собирал в том самом месте, где беглого невинного каторжника Ярёму загубил на озере полном горя глубокого, и складывал в сумку свою Формозу.

Сказ о каторжнике Ярёме известен по записям, найденным в месте, где стремительные воды Пинеги с двинскими водами сливаются, — в доме купца Баженова деревни Вавчуга. Известно, что на Севере Ярёму считали невинно оклеветанным заблудшим сюда с дурными намерениями викингом. Каторжник Ярёма потом с каторги бежал в леса пинежские. Шёл, шёл…

…Ярёма прижимал к телу челобитную и чащобами пробирался к воеводскому дому-соседу знаменитого дома купца Баженова в Нижней Вавчуге. А по пятам Ярёмы шла беда. Лабуда-беда…

В лесу Ярёму, будто зверь, выследил коварный Лабуда — бешеная гортань, красной девицей прикинулся, бес ненасытный. И чарами своими охомутал бедного Ярёму. Потом раздел, запутал стёжки-дорожки и исчез.

Ярёма, думая, что и вправду это девица красная была, два дня переживал-кручинился. А на третий день, три часа просидев на берегу сакрального озера Тайбола, утопился.

Ещё долго потом с болот к северу от Пинеги доносился запах серы да вой жуткий из гортани бешеной Лабуды-беды ненасытной.

Удивительно, но в канун XXI века, осенью 1999 года, корреспондент ТВ «Поморье» во время командировки в Пинежский район узнала о нескольких рыбаках, которые в разное время и независимо друг от друга пробирались к этому озеру порыбачить. Все они утонули.

Экспертиза впоследствии у всех показала отсутствие алкоголя и наркотических препаратов. Чудом спасшиеся товарищи обнаруживали провалы памяти. Видимых и наукой объяснимых причин трагедий до сих не найдено. Было много догадок, но были и авторитетные научные мнения, отражённые потом в монографиях.

В ноябре 1999 года руководство АГТУ в качестве примера интересных научных открытий, которые должны вот-вот состояться, обмолвилось об исследовании профессора химии Гершензона, несколько недель изучавшего озеро Тайбольское.

Профессор с высокой долей вероятности предположил периодичность изменения химического состава озера — H2O превращалась в 2валентный раствор серной кислоты — H2SO4! Гершензон объяснил это выбросами сероводородных ям из карстовых прорывов. Поразительно, но место этих скоплений сероводорода было в самом узком месте Тайбольского озера. В народе то место зовётся Гортань, или Бешеная гортань.

И тут ещё раз помянем исследование Колотиловой. Русский фольклор донёс удивительную схожесть сюжетов. Люди долго смотрели в озеро, потом необъяснимо почему начинали биться в конвульсиях и бросались в чёрные воды. С точки зрения науки это объясняется именно сероводородом в высокой концентрации…

Помяни чёрта — он и явится. Как только тонул в Тайболе очередной горемычный, как коровы переставали нести молоко, приходил зловещий странник Лабуда-беда и раздавал свои мрачные игрушки. Вот так приходила беда — то кошки вымрут, то собаки одичают, а то и птицы невиданные хищные неожиданно залетят.

Если кратко. Избавиться от напасти этой Лабуды-беды помогли пинежские икотницы. Они на него икоту наслали. После чего окаменел окаянный упырь. Превратился в камень, камень превратился в известь. Известь стала сталактитами…

И вот на прошлой неделе часть камня, которая считалась туловищем, исчезла. Недобрый знак — решили люди…

По народному поверью пинежан именно из сказания о Лабуде-беде и произрастают корни анекдота:

«Зачем тебе голова? Я ей ем».

Илья Азовский, драматург, политолог, журналист и исследователь Севера