Режиссер: Энтони Манн.

В ролях: Софи Лорен, Стивен Бойд, Алек Гиннесс, Джеймс Мейсон, Кристофер Пламмер, Энтони Куэйл, Джон Айрленд, Омар Шариф.

Премьера 24 марта 1964 года.

Как часто вы думаете о Римской Империи? Мы тоже частенько, а вот современный кинематограф до печального редко вспоминает об этой интереснейшей эпохе. В данной теме всё настолько грустно, что который год мир ждёт то ли сиквел, то ли ремейк «Гладиатора» 25-летней давности.

В 2010-х тема величайшей империи в истории человечества как будто бы получила вторую жизнь, но на деле рекомендовать к просмотру всяких «Центурионов» и «Орлов девятого легиона» можно с большим скепсисом. Несмотря на развитие технологий, кино про Рим напрочь лишилось масштаба. Чтобы меньше тратиться на графику и декорации, действие теперь всегда переносят на какие-то глухие задворки империи, а героем непременно делают отбившегося от легиона солдата-одиночку.

Современные фанаты Древнего Рима обречены на вечный пересмотр одноименного сериала от «HBO» да того же «Гладиатора» и сожаление о том, что не модно нынче во всей красе показывать величие вечного города.

А ведь раньше было сильно лучше.

В первую пятилетку 60-х Голливуд буквально завалил мир масштабнейшими фильмами на данную тему, породив отдельный жанр — пеплум. Как сегодня не продохнуть от кино про супергероев, так тогда с экранов не сходили брутальные мужчины в мускульных доспехах и с красными гребнями на шлемах.

1959 год — «Бен-Гур» — эпичное полотно, которое и сегодня завораживает красотой декораций и количеством идеально одетой массовки. 1960 год — «Спартак» Кубрика — классика классик, в представлении не нуждается. 1963 год — «Клеопатра» — фильм настолько дорогой, что чуть не закрыл студию «20th Century Fox», зато все деньги буквально видно на экране.

Сегодня же речь пойдет о последнем классическом пеплуме — «Падение Римской Империи» 1964 года. Последний он именно из-за «Клеопатры», которая и поставила крест не только на жанре, но и на старом студийном кино в целом.

Во-первых, за 5 лет народ натурально устал от трехчасовых полотнищ про Рим. Во-вторых, после провала кино про египетскую царицу студии больше не были готовы ставить весь бюджет на гигантские проекты по заезженной теме. И, в-третьих, главные кинозвёзды стали запрашивать слишком большие гонорары, насмотревшись на зарплату Элизабет Тейлор размером в баснословный по тем временам 1 миллион долларов, а снимать подобные ленты с ноунеймами было бессмысленно — на безвестных актёров никто не пошёл бы.

Однако пеплум — один из редких примеров, когда жанр покидает Олимп, громко хлопнув дверью. По скромному мнению автора рецензии, «Падение Римской Империи» — лучший представитель пеплумов, стоящий на одном уровне со «Спартаком», если не выше.

Сначала про деньги: «Падение» стоило 20 миллионов долларов, что в 2 раза дешевле «Клеопатры», но в 2 раза дороже «Спартака». В середине 60-х эта сумма всё еще оставалась гигантской и, как и в остальных пеплумах, зритель видит, на что она пошла.

Для съемок построили целую крепость, нагнали многие сотни массовки и позаботились об их реквизите, а главных действующих лиц и всю римскую конницу нарядили в шикарнейшие доспехи, которых не увидишь и в современных фильмах. Более того, со скидкой на время, одежды людей на экране можно без ложного лукавства назвать историчными: повторимся, сегодня есть примеры киноримлян многим хуже (привет, «Боудика»).

К слову, действие в «Падении Римской Империи» тоже происходит на северных окраинах известного тогда мира, но здешние крепости не выглядят, как нищий лагерь, обнесенный частоколом. Перед зрителем настоящий замок, в который не стыдно пригласить императора. Приложив немного фантазии, можно представить, что нам показывают захваченную варварскую крепость. Внутренние убранства не уступают по уровню проработки. Зал сената, например, вызывает одно желание — похлопать в ладоши и сидеть с глупой счастливой улыбкой. Сам Рим и вовсе один из самых эпичных Римов во всём кинематографе.

Сюжет, кстати, должен быть знаком любому современному человеку, ведь «Гладиатор» основан именно на этой ленте.

Правлению императора Марка Аврелия приходит конец, умирая, он назначает своим преемником не сына Коммода, а полководца Гая Ливия, влюбленного в его дочь.

Не смирившись с решением отца, Коммод начинает борьбу за власть, ссылая Ливия на другой край Империи сражаться с персами, но Гай и там добивается успеха, продолжая шатать власть сына Аврелия.

Ещё одним яблоком раздора между мужчинами стала дочь императора Луцилла в исполнении блистательной Софи Лорен. С самого начала понятно, кому она достанется в финале, но это не лишает её сюжетную линию интереса.

В отличие от «Гладиатора», в «Падении» перед битвой с германцами есть почти час экспозиции. За это время авторы успевают раскрыть самого Марка Аврелия, показывая, каким должен быть идеальный император, а не просто упрощая образ до немощного, но мудрого деда. Показана и дружба между молодым Коммодом и Ливием, и зачаток главной любовной линии.

Ещё Римская Империя здесь не существует в вакууме. Политические игрища Коммода натурально угрожают безопасности государства, границы которого то и дело пенетрируют орды варваров как только императорская власть покажет слабость.

Да, сын императора в фильме 1964 года с первых кадров не показан, как однозначно отрицательный персонаж. В первом акте Коммод — храбрый воин, жестокий командир и верный друг. Именно желание власти развращает его, что делает арку этого героя сильно глубже, чем в ленте Ридли Скотта.

Зато Гай Ливий с самого начала показан идеальным, что, впрочем, характерно для положительных героев того времени, но в «Падении» он слишком хорош. Главный герой — единственный и очень жирный минус картины. Он настолько правилен, справедлив и белокур (в отдельных кадрах парик бросается в глаза и веселит), что аж тошно. Слава Богу, есть Коммод, за которым наблюдать гораздо приятней.

Вообще, фильм отдает неприкрытой театральщиной. Да, в 60-х годах такой стиль актерской игры еще не до конца изжил себя, но из 2024 года все эти придыхания и заломы рук смотрятся забавно. Переигрывают примерно все, кроме Марка Аврелия в исполнении великолепного Алека Гиннеса, но особенно этим грешит Луцилла-Софи Лорен.

Впрочем, если воспринимать увиденное, как некий спектакль, то неловкость при просмотре будет минимальной.

Если «Бен-Гур» был своеобразным экспериментом на тему, что можно сделать, имея неограниченное количество бабла, а «Клеопатра» старалась этот эксперимент во всём превзойти, то «Падение Римской Империи» уже является ярким представителем жанра, включившем в себя всё, что должно нравиться поклонникам пеплумов.

История мятежного лидера, как в «Спартаке» — есть, любовные интриги в дорогущих интерьерах прямиком из «Клеопатры» — на месте, гонки на колесницах, так полюбившиеся поклонникам «Бен-Гура» — присутствуют.

Причем, последние сняты так, что за каскадеров действительно переживаешь. Судьбы некоторых лошадей в отдельных сценах волнуют не меньше и одному режиссеру известно, сколько коней пришлось похоронить за время съемок.

Из сегодняшнего дня всё это смотрится на одном дыхании с широко открытыми глазами, но зрителей 1964 года можно понять. Им на протяжении 5 лет показывали одно и то же, а под конец и вовсе выдали попурри из жанровых клише, как бы хорошо они не были сняты.

По сравнению с коллегами, «Падение Римской Империи» обладает самым нищим списком наград: всего один «Оскар» и один «Золотой глобус» за лучшую музыку. Музыка, кстати, здесь по большей части весьма посредственная — обычная оркестровка, не лучше и не хуже, чем в других фильмах эпохи, а вот звукорежиссура порой заставляет удивиться, учитывая, что каждый звук писался отдельно в студии.

Последний пеплум с треском провалился в прокате, собрав всего 5 миллионов долларов. Как бы он ни был хорош, другой судьбы у ленты не могло быть. «Падение Римской Империи» умер в тени славы коллег по жанру и это неудивительно. Фильм про тонущий корабль в принципе не может быть успешен, если передним только что вышло 3 «Титаника».

Однако повторим еще раз: спустя 60 лет, это кино приносит настоящее удовольствие. Можно сколько угодно уважать «Спартака», восхищаться «Бен-Гуром» и «Клеопатрой», но «Падение Римской Империи» — выжимка всего лучшего из них.

Обидно только, что в век ребутов и ремейков жанр пеплумов так никто и не попытался возродить, вкладывая сотни миллионов совсем в другое направление.

16+

Александр Губкин