Режиссер: С. Дж. Кларксон

В ролях: Дакота Джонсон, Сидни Суини, Изабела Мерсед, Селеста ОʼКоннор, Тахар Рахим, Майк Эппс, Эмма Робертс.

Премьера 14 февраля 2024 года.

Киновселенная «Marvel» успела покорить весь мир и скатиться на фоне себя же из прошлого, но в 2024 году остальные киностудии, давно продавшие права на супергероику, а после осознавшие свою ошибку, продолжают пытаться конкурировать с мировым лидером за умы неокрепшей молодежи.

Дело в том, что у «Sony» и «Columbia Pictures» до сих пор остаются права на нескольких злодеев из комиксов про Человека-паука и данная студия выпускает чуть ли не по фильму раз в полтора года, чтобы эти самые права сохранить.

Изделия получаются крайне сомнительного качества. Из всей последней супергероики не от «Marvel» только первый «Веном» подарил надежду на то, что альтернативная киновселенная может появиться. Однако вторая часть, а потом и легендарный в своей ужасности «Морбиус» похоронили ожидания зрителей. Новый фильм во франшизе Человека-паука от «Sony» — «Мадам Паутина» — подтверждает эту тенденцию и ещё глубже закапывает шансы «Sony» хоть в чем-то догнать «Marvel».

Одна из главных проблем самой идеи фильма — малоизвестность персонажа. Если вы не являетесь фанатом бумажных комиксов, то вряд ли вообще вспомните, кто такая Кассандра Уэбб. Даже автор рецензии после нескольких минут в гугле смутно вспомнил, что слышал что-то об этой героини из мультика про Человека-паука 30-летней давности.

Вторая фундаментальная проблема — невозможность привязать повествование к Человеку-пауку, ведь права на этого персонажа достались-таки «Marvel» (и слава Богу). Делать фильм про второстепенного антигероя без самого героя — затея так себе. Пока получилось только у «Джокера» и первого «Венома», но не у «Мадам Паутины».

Впрочем, «Sony» попытались и сделали главным антагонистом супергероя очень похожего на Паучка внешне, но сильно кастрированного в плане способностей. Иезекииль — ещё менее известный обитатель мира комиксов и умеет всего лишь ползать по стенам и отравлять касанием. Если верить Интернету, то этот злодей изображался старым и слегка ленивым бизнесменом с кучей миньонов, но в кино его превратили в слабый оммаж на Питера Паркера.

Он и становится основным двигателем сюжета. Протагонистка и антагонист — обладатели разных способностей, доставшихся им от Спайдермена. Иезекиилю достались липкие ладошки, а Кесси Уэбб после клинической смерти обнаружила у себя дар предвидения или усиленную версию паучьего чутья.

В момент обретения Кесси своего дара, Иезакииль видит пророческий сон, где его убивают три девушки-супергероини и после пробуждения решает убить их первым. Почему злодей решил, что увидел именно пророчество, а не обычный ночной кошмар, фильм не пояснит.

То же самое видит главная героиня и тоже немедленно решает во что бы то ни стало спасти троих девочек. Она находит их первой и начинается погоня длиной почти в 2 часа, сшитая очень толстыми белыми нитками.

Сценаристы буквально кладут на стол перед Кесси всю необходимую информацию. Минуту покопавшись в записях матери, она тут же узнает почти всё, что нужно о своем противнике, о новоприобретенных способностях и тут же рождает план дальнейших действий — ехать в Мексику к вождю племени индейцев, который принимал её роды.

На этом моменте можно впервые схватиться за голову и нервно хохотнуть от абсурдности происходящего, но это будет единственный смешок за весь оставшийся хронометраж и едва ли вышеописанный эпизод задумывался как шутка.

Пока Кесси все данные приносят на блюдечке, Иезакииль намеренно растянуто проводит расследование и пытается установить личности девочек, которые ему так нужны. Его линия еще менее интересна, чем у Мадам Паутины. Количество сцен, где антагонист использует свои навыки или участвует хоть в каком-то экшене можно пересчитать по пальцам одной руки. Основные его функции — бесконечные и невероятно скучные диалоги или слив при попытке помешать главным героиням.

Те самые девочки, кстати, являются всего лишь балластом, выданным Кесси для придания действиям последней хоть какой-то мотивации. Они постоянно влипают в неприятности, причем из-за собственной безосновательной самоуверенности или по глупости, а Мадам Паутина должна их вытаскивать только потому, что в будущем они станут невероятно важными людьми.

К сожалению, фильм толком так и не покажет женщин-пауков. Повзрослевшие версии девочек в суперкостюмах появятся лишь пару раз во снах Кесси.

Если совсем упростить, то все 2 часа нам предлагают наблюдать за беготней самых обычных подростков вместе с самой обычной главной героиней, которая иногда впадает в пророческие припадки. И при чем здесь супергероика?

Складывается ощущение, что «Мадам Паутину» снимали не ради фанатов (откуда у этой героини вообще фанаты?), а ради рекламы всего и вся. Продакт-плейсмента в кино уж слишком много. Например, во время первого появления злодея в своем костюме, большую часть экрана занимает огромный баннер Calvin Klein, а в финале именно вывеска «Пепси» и вовсе прикончит Иезакииля. Баночки известной газировки нет-нет, да и появятся в руках героинь, а старенький мобильник тоже будет определенного бренда.

Причина унылости происходящего немного раскрывается, когда смотришь страницу режиссера «Мадам Паутины». С. Джей. Кларксон сняла свой последний полнометражный фильм аж в 2010 году, а до и после снимала отдельные серии сериалов, никак не связанных с супергероями. Внезапно, Кларксон приложила руку к замечательному многосерийнику «Винил», но остальные её проекты имели довольно посредственные отзывы. Фанаткой комиксов С. Джей. тоже не является и именно поэтому на выходе мы имеем растянутую серию западного сериала, где можно не акцентировать внимание ни на деталях и пасхалках, ни на мотивации, ни на логике поведения персонажей.

«Мадам Паутина» с треском провалилась в американском и мировом прокате, не сумев отбить даже собственный бюджет и это понятно, поскольку данный фильм даже хуже «Морбиуса».

Кино про супервампира с Джаредом Лето в главной роли было настолько плохим блокбастером, что стало хорошей комедией. Глупые сцены и пафосные диалоги разлетелись на мемы, а люди включают «Морбиуса», чтобы целенаправленно посмеяться над происходящим.

В «Мадам Паутине» даже не за что толком зацепиться. Героиня, напомним, может видеть будущее и всё на что её хватает — прибежать на место раньше злодея и переехать его на машине, причем дважды. Тут нет ни карикатурных антагонистов, ни забавных выражений лиц, которые потом можно будет растащить на картинки для важных переговоров, нет нарисованных вау-моментов. Всё выглядит дешево и скучно. На диалогах и вовсе рука невольно тянется к кнопке перемотки, поскольку с первых слов понятно, что этот разговор ни на что не повлияет.

Если для «Sony» было настолько важно сохранить права на Мадам Паутину и потратить на это 80 миллионов долларов, то, пожалуйста, пусть развлекаются, но нам — простым зрителям — тратить время на эту «юридическую необходимость» точно не стоит.

18+

Александр Губкин