С выхода романов Булгакова, описывающих уплотнение московских квартир, прошла сотня лет, но оказывается, в столице Поморья данная тема актуальна до сих пор. Жизнь в коммуналках снова ждет горожан, получивших социальное жилье от администрации Архангельска, причем в принудительном порядке.
В редакцию ИА «Эхо СЕВЕРА» обратились соломбальцы из аварийного дома на набережной Седова, 12. Деревяшка была построена в самом начале прошлого века и уже к 80-м годам жить там стало непросто: в квартирах осыпались печи, стены начали подгнивать, в перекрытиях завелся грибок и появились прочие прелести разложения. В 2016 году дом признали аварийным, но с расселением тянули еще 8 лет.
В 2024 году людям наконец позвонили из архангельского департамента городского хозяйства и предложили приехать на просмотр новых, положенных им по закону квартир… в Цигломени.
Вероятно, те, кому до сих пор не предложили и такого варианта в обмен на разрушающуюся жилплощадь, могут подумать, что соломбальцы с жиру бесятся, но поспешим заверить, что это не так.
Во-первых, крайне тяжело смириться с мыслью о смене плохой квартиры в нормальном районе на жилье в не самом благополучном поселке, относящемуся к Архангельску лишь формально. Цигломень — это одна дорога, ежедневная пробка утром и вечером на Железнодорожном мосту. Цигломень — это 4 продуктовых магазина и один промтоварный, практически полное отсутствие досуга и незнакомое окружение.
Для семей с детьми переезд означает выбор ребенку нового детсада или школы, которые могут отличаться от образовательных учреждений в той же Соломбале.
Местные цигломенцы уже давно подстроили свою жизнь под обстоятельства окружающей среды, но для жителей более развитых районов города переезд туда — огромный стресс для каждого из членов семьи.
Председатель Архгордумы Иван Воронцов ещё в апреле этого года призывал прекратить вынужденную миграцию внутри областной столицы, указывая на вышеописанные проблемы, обращался к администрации с просьбой более равномерно подходить к вопросам переселения людей в социальное жильё. Через 4 месяца мы видим, что его слова услышаны не были.
При этом не совсем ясно, почему всех пихают именно в Цигломень. Соломбала застраивается гораздо активнее, квартал рядом с улицей Валявкина уже плотно заставлен новыми домами. Свежая «свечка» выросла на пересечении Советской и Красных партизан, а новые дома на пляже Кузнечихи видны всем. Видимо, это жилье недостаточно социальное и не всем требованиям отвечает, что не мешает горадмину покупать там часть квартир под социальные нужды.
Однако на переселении соломбальцев практически за городскую черту — не самое интересное, что с ними приключилось. Приехав на просмотр квартир, они выяснили, что жить им предлагается в КОММУНАЛЬНОЙ квартире вместе с бывшими соседями.
Официально такая жилплощадь называется «4-комнатная квартира с подселением», но на деле это коммуналка в самом прямом смысле слова с общей кухней и санузлом. Таким образом семья из 4 человек получает 2 комнаты, а оставшиеся достаются ячейкам общества поменьше. Итого семеро людей в одних стенах.
Мало того, что в одной квартире будут жить 2 совершенно разных семейства — по сути, чужих друг другу людей, — так еще и самой большой семье дали не соседние комнаты, а в разных концах квартиры.
Получается, чтобы поцеловать детей перед сном, родитель должен пройти весь коридор, столкнуться с соседями, а потом вернуться к себе и слушать через стену не своих родственников, а храп постороннего человека.
Про конфликты, возникающие при скученном проживании людей в замкнутом пространстве, и говорить нечего. Каждый помнит, что жить в общаге весело только в студенчестве, а для взрослых — это ад на Земле.
Но и это еще не всё.
Горадмин поставил соломбальцев перед непростым выбором: либо бери, что дают, либо добро пожаловать на мороз вместе с семьей. Жильцам уже начали приходить уведомления о принудительном выселении, каждое из которых подкреплено «отштампованным» решением суда. Соглашаться на денежную компенсацию при текущем состоянии рынка жилья — все равно, что на пару месяцев отсрочить попадание на мороз.
При этом в ответах гражданам горадмин намекает, что после заселения жилплощадь можно продать и присмотреть себе другую, но, во-первых, стоит пожелать удачи автором этой идеи с поиском покупателей на коммуналку в пригородном поселке, а во-вторых, чиновники, похоже, забыли, что жилье предоставляется по договору социального найма.
С точки зрения госслужащих, проблема решена: есть дом под расселение, есть жильцы, для которых построено соцжилье. Отказ — дело добровольное, но деревяшку всё равно снесут, так что милости просим в цигломенскую коммуналку.
Кстати, о качестве комнат, которые предлагаются взамен аварийных квартир. Те, кто уже успел заселиться в дом по адресу улица Цигломенская, 27 корпус 4, неоднократно жаловались в прокуратуру и депутатский корпус на недостаточную температуру системы отопления, холодную воду в кранах, на грязные подъезды и игнор их обращений со стороны управляющей компании.
27 июля 2024 года эти проблемы на встрече с жильцами озвучила депутат гордумы Наталья Братина. По её же словам, к 15 августа диалог между прокуратурой, УК и людьми налажен, но что будет, когда внимание депутата переключится на другую проблему?
Кроме того, отметим, что управляшкой цигломенских соцдомов является ООО «Высокий коммунальный стандарт». Напомним, что это именно те ребята, которые забирают новые дома под временное управление, а после держатся за них, пока разобщенные жильцы не объединяться и не завалят их судами. Эту УК привел в Архангельск тот же застройщик, что и возводил соцдома в поселке.
Примечательно, что в прошлом году, когда социальные дома в Цигломени готовили к сдаче, никто не посчитал нужным сообщить будущим квартирантам о том, что жить им придется в коммуналках. Много говорилось о тысячах квадратных метрах под расселение, о сотне парковочных мест и миллионах, выделенных по президентской программе.
При этом городская администрация и застройщик не могли не знать, что строят именно коммуналки. В Архангельске не бывает 4-комнатных социальных квартир, а это значит, что уплотнение закладывалось в проект изначально.
В департаменте горхозяйства людям сказали, что все квартиры были распределены еще на этапе забивки свай в 2014 году, но сами жильцы узнали о том, что их вообще собираются расселять только в конце 2023-го, а про Цигломень им сообщили в 2024 году вместе с уведомлением о выселении.
Общение представителей администрации с соломбальцами — отдельный вид тарантиновских диалогов. Люди пишут, что им не подходит данное жилье, поскольку считают, что таким образом нарушаются их права: район не обладает развитой инфраструктурой, находится далеко от города, а комнаты на 3 квадратных метра меньше, чем есть у них сейчас.
Чиновники же отвечают, — «Ну что вы такое говорите? Школа есть, детсад есть, автобус ходит, магазин работает. Что еще нужно?»
По сообщениям жильцов, их чуть ли не принуждают побыстрее принять квартиры и подписать все бумаги. Можно сделать это лично, а можно нанять эксперта за 280 тысяч рублей. Как правило, таких денег у людей из деревянных домов просто нет.
А проверять там есть что.
Как минимум, данное жилье не приспособлено для совместного проживания незнакомых людей. «Картонные» двери со стеклянными вставками не оборудованы замками, нет раздельных счетчиков за свет и воду да и толщина межкомнатных перегородок исключает хоть какое-то право на частную жизнь.
Помимо прочего, на имя мертвой женщины, прописанной в деревянном доме на набережной Седова, уже начали приходить квитанции за свет из Цигломени. То есть, кто-то вписал мертвого человека в новую квартиру задним числом без его ведома?
И как тут не полезть на стену и не начать ругаться с непрошенными соседями, с женой и детьми? Может быть, дома в Цигломени и названы социальными, но на самом деле жить там — то еще удовольствие.
Такая спешка при расселении набережной Седова и «грязные игры» с жильцами объяснимы — слишком уж сладкое место для коммерческой застройки. Вид на реку, тихая улочка под окнами, много зелени, а саму набережную когда-нибудь да доделают. Одна проблема — люди. Избавиться бы от них, отправив к черту на рога, тогда и о развитии района можно подумать.
По нашей информации, строить коммерческое жилье на главной набережной Соломбалы будет та же фирма, что и соцдома в Цигломени.
Результаты экспертиз, ответы администрации Архангельска и прокуратуры, копии решений судов есть в распоряжении редакции.