Форум стал разрушителем стереотипов. В массовом сознании лесник — это бородатый старик, лесозаготовитель — мужик с бензопилой, а учёный — вредная тётка в очках и с пучком на затылке.
Сегодня эти профессии востребованы, а люди успешны.
Долгое время в стране пропагандировался один принцип: охранять — значит запрещать. Это касалось не только экологии, во всех сферах жизни главенствовало — «нельзя».
Как показывает время, надо быть гибче — эффекта больше и результат явнее, следует шагать в ногу со временем. К счастью, это понимают руководители школьных лесничеств, лесопромышленники, активно поддержавшие слёт, и приветствуют в правительстве области.
Кадры решают все
В ситуации со школьными лесничествами все сложнее — надо внедрять современные технологии и подходы, нужны молодые специалисты. Со стороны видней, но речёвки и песенки, с которыми приехали юные лесничие для самопрезентации, канули в Лету. После всего лишь двух дней обучения и «прокачки» ребята раскрылись с другой стороны.
Финальные ролики участников — естественно, не шедевры пропаганды, но серьезная заявка на современный взгляд на экопросвещение.
В последнее время общество стремится вырастить молодых лидеров. И часто деньги вкладываются в продвижение успешных лоботрясов.
О дефиците кадров говорят на всех уровнях, но молодежные форумы сплошь посвящены поиску инициативных, креативных и продвинутых молодых людей. Выросло уже целое поколение коучей, инфоцыган, блогеров и прочих тунеядцев. Продвижением трудовых профессий мало кто занимается.
Школьное лесничество сегодня — это не только рисунки и кормушки. Ребята занимаются изучением биологии леса, знакомятся с работой лесничих, таксаторов и лесозаготовителей, создают экотропы, занимаются исследовательской деятельностью, охраной природы и лесовосстановлением.
Лесное многоборье — сила знаний
Соревнования начались не с ориентирования по лишайникам и карте, а с прохода на точки-станции по GPS‑навигатору.
Первая остановка – лесная таксация. То, чему учились в первый день, теперь надо определить в лесу — тип леса, формула древостоя, высота и толщина стволов, полнота насаждений. Тут преимущество у команд, которые наладили сотрудничество с лесничествами: в школах нет элементарных приборов.
Ошибки есть, но ребята стараются. Некстати пошедший дождь только добавил азарта — всё как в жизни у настоящих таксаторов.
У зоолога Елены Кармановой на станции ажиотаж. Коллекция черепов неизменно вызывает интерес школьников. Если с лосем и медведем все просто, то для того, чтобы отличить черепушку белки от черепушки зайца, нужны знания. Кстати, преподаватель кафедры зоологии С(А)ФУ — настоящаая фанатка, в ее коллекции более 300 черепов животных. Ребята определяют «хозяев» и бегут дальше.
Знания по видовому составу подлеска проверяет молодой профессор кафедры биологии, экологии и биотехнологии С(А)ФУ Денис Клевцов, он совмещает отпуск и общественную нагрузку, его мнение: учебный процесс — непрерывный.
Кстати, выбор Пинежья для проведения слёта не случаен, здесь для ботаника — рай. Флора насчитывает более 500 видов растений, причем 27% — эндемики и реликты, а разнообразие северных орхидей зашкаливает.
После учебы ребята безошибочно определят растение венерин башмачок. Самое сложное уже в аудитории — занести все камеральные данные в электронную карту выдела.
Победа за гостями, ждем реванш
Резюмируем: школьные лесничества есть там, где учителя любят детей и своё дело, информированы и заряжены на результат.
Все соревнования ноздря к ноздре в борьбе за первое место шли команды архангельского школьного лесничества «Кедр» и кировского «Эколеса». Места менялись после каждого этапа.
В итоге гости слета победили, третье место у обозерского лесничества «Зеленый парус».
Возвращаясь к девизу слета — «Лес + вайб» — настроение и удовольствие поймали все, и организаторы, и участники слета.
Жаль, что мероприятие проводится раз в два года, но, как заверила замминистра леспрома Ирина Панасечкина (кстати, прошедшая трассу вместе с участниками), традиция будет продолжена.
Игорь Васильев