Режиссер: Дмитрий Месхиев
В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Владимир Зайцев, Николай Аузин и другие.
Премьера 20 февраля 2015 года.
Современное российское военное кино — это ужас в чистом виде. Точку падения принято отсчитывать от михалковского сиквела «Утомленных Солнцем», но, на самом деле, тренд начался задолго до Никиты Сергеевича, зато после его «великого кино о великой войне» агитки на тему Второй Мировой встали на конвейер, заданный студией «3Т».
В противовес жутким в идеологическом плане «Штрафбатам», «Зоям» и прочим «Т-34» принято приводить в пример одну только «Брестскую крепость» от братьев-белорусов, но и в самой России есть примеры нестыдных агитационных фильмов, отсылающих к войнам прошлых лет.
В основном, военные новинки в РФ уже лет 10 подряд разносят товарищи коммунисты и фильм этой недели также едва ли придется им по вкусу, но, объективно, «Батальонъ» 2015 года выпуска не заслуживает той критики, которую обрушили на него левые рецензенты 9 лет назад.
Безусловно, лента не лишена недостатков, причем существенных, но на фоне коллег по цеху режиссер Дмитрий Мисхиев создал продукт, на который можно ровняться, однако, к сожалению, ничего похожего в будущем так и не вышло.
В своё время драма о первом женском батальоне смерти пала жертвой рекламной кампании. Маркетологи обещали народу масштабный эпос о Первой Мировой, а на экранах люди увидели посредственную в техническом плане картину с декорациями в виде двух окопов.
Недовольство зрителей можно понять, но, спустя время и десятки куда более бесталанных патриотических поделок, «Батальонъ» хочется защищать и рекомендовать к просмотру.
Действие фильма начинается весной 1917 года. В Российской империи уже произошла Февральская революция и к власти пришло временное правительство во главе с Керенским. Фронты осыпаются повсеместно, простые солдаты просто не хотят продолжать бессмысленную, по их мнению, войну с немцами и жаждут перемен внутри страны. Массово создаются солдатские комитеты, отстраняющие царских офицеров от командования. Дезертирами становятся целые полки, под влиянием пропаганды большевиков бойцы расходятся по домам в надежде на скорую раздачу земель.
Керенский же не собирался нарушать обязательства, данные Николаем союзникам по Антанте, и любыми средствами пытался вернуть солдат в окопы. Одним из идеологических шагов стало создание женских батальонов смерти. Посыл был прост: раз мужики отказываются воевать, пусть бабы их пристыдят и покажут, как надо Родину любить.
Сегодня подобное решение воспринимается, как признак отчаявшейся власти, но в 1917-м некий пропагандистский эффект женские батальоны-таки возымели.
Собственно, с данной точки и начинается фильм. Без долгих предисловий зрителю демонстрируют мотивацию двух будущих солдаток: у одной на фронте погиб муж, другая — идейная амазонка. Обе героини попадают на призывной пункт, где и начинается их путь к мести и спасению Отечества.
Экспозиции «Батальону» явно не достает. Два абзаца в начальных титрах почти ничего не говорят зрителю о политической ситуации в империи, о личности командира женбата Бочкаревой, не расписаны конфликты внутри армии, из-за чего порывы многих девушек, записавшихся в солдаты, кажутся надуманными и притянутыми.
К моменту формирования батальона, всё, что мы знаем о героинях — их класс в тогдашнем обществе. В настоящие батальоны смерти действительно записывались, как дворянки, так и крестьянки, но каждая из солдаток все равно была личностью и как будто бы экранизация должна осветить хотя бы одну личную историю рядовой под командованием Бочкаревой.
Подобная недосказанность объясняется еще одним грехом масштабных проектов 10-летней давности: «Батальонъ» снимали одновременно для проката в кинотеатрах и показа на ТВ в качестве многосерийника. Впрочем, автор рецензии посмотрел обе версии и не готов сказать, что в расширенной героини раскрываются как-то по-особенному. Там просто еще больше кадров подготовки и окопных диалогов.
Еще один недостаток, о котором писалось выше, — отсутствие масштаба происходящего. Первая половина фильма, снятая в Петербурге, шикарна, но война — всего лишь возня в одной траншее. Ленту словно снимали две разные команды, одна из которых сожрала весь бюджет, а вторая доедала то, что осталось.
Кульминация смотрится куцо и дешево. И это при том, что фильм буквально заканчивается ничем. Бои на фронтах Первой мировой — это лишь начало пути батальона Бочкаревой. После последней атаки зрителю одной строчкой говорят, что мама-командирша была расстреляна в 1920 году за поддержку белого движения. Оборона женщинами Зимнего дворца и последующие события как будто бы напрашиваются сами собой, но авторы решили ограничиться 1917 годом и в историческом контексте это печально.
Из этого вытекает проблема идеологической направленности «Батальона». Авторы явно симпатизируют царскому режиму, но слишком уж стараются никого не обидеть. Керенский по версии фильма — самодур, оторванный от реальности. Идеи большевиков показаны очень осторожно и, в основном, их рисуют, как предателей, хотя мотивация простого мужика, уставшего от войны, проста, как 5 копеек, но не раскрыта. Будущее белое офицерство одновременно и презирает «солдатню», и блюдет присягу в нужный момент.
Одни только женщины безупречны в своем желании воевать… А за что воевать — это зритель должен придумать сам. По сути, создатели в финальных титрах говорят, что жертва батальона была бессмысленна: солдатки продержались 2 боя, лишь раз подняли в атаку безвольных мужчин, а после началась Гражданка.
В реальности вклад женщин был куда весомее, но об этом интересующиеся должны узнавать в Википедии.
Теперь о плюсах.
Безусловное и главное достоинство «Батальона» — Мария Аронова в роли комбата Бочкаревой. Актриса — настоящее золото этого фильма. Её героини на экране много и Аронова идеально вписывается в образ реального прототипа. Предыдущие работы, комплекция, соответствие оригиналу — всё говорит о том, что Мария была рождена для этой роли.
Если остальных актрис можно упрекнуть в переигрывании, то Аронова на своем месте на все 100%. Скупая слеза от такой сильной женщины воспринимается, как надо, её начинаешь уважать буквально с первых сцен, при этом не забывая, что на экране в первую очередь именно женщина, а уже потом командир и слуга Отечества.
Николай Аузин в роли подпоручика, влюбленного в одну из солдаток, тоже заслуживает похвалы только за одну сцену, в которой он видит труп возлюбленной.
Владимир Зайцев радует глаз не меньше.
Да, на каждую Марию Аронову найдется Мария Кожевникова, но её актерская игра занимает не так много времени, а героиня пропадает с экрана во втором акте, поэтому почти не раздражает.
Второй безусловный плюс — фактура.
Во-первых, персонажи говорят как будто бы на старый манер, но все эти анахронизмы и просторечия органично вписаны в диалоги и не выглядят наигранно.
Во-вторых, материальная культура воссоздана на очень достойном уровне. Авторы, например, могли бы не отдавать отдельный кадр динамо машинам, заставляющим работать машинки для стрижки, но они отдали и это и многое другое здорово работает на атмосферу эпохи начала ХХ века.
Шинели, погоны, оружие, награды — всё воссоздано с большой любовью к деталям. Старый Петербург тоже отлично сыграл сам себя столетней давности. Дух времени прямо чувствуется сквозь экран и такая похвала — редкость для современного кино из России.
В-третьих, «Батальонъ» не лишен сильных сцен. Молчаливый митинг женщин у здания генштаба на Дворцовой, финальный кадр атаки, плачущая Бочкарева — всё вышеперечисленное вызывает искренние эмоции.
Наши киноделы заново научились ставить кинематографичные сцены, но с эмоциональным посылом до сих пор проблемы у каждого первого фильма. «Батальонъ» же давит на чувства зрителя очень профессионально и не за счет 3D-эпика, а только благодаря игре актеров и грамотного построения кадра.
И наконец, все стереотипы о Первой Мировой включены в данное кино. Газовые атаки — есть, ПТСР — на месте, романтизация войны, разбивающаяся о реальность — присутствует, братания на фронтах — отражены, жестокие окопные бои и штыковые атаки — 15 минут чистого хронометража, пулемет, как оружие победы — пожалуйста.
Само собой, любая популярная западная лента о конфликте 1914–1919 годов заткнет «Батальонъ» за пояс без особого труда, но для российского кинопроизводства это крайне достойный опыт, который, к сожалению, был подмят под конвейер безликих поделок с квасным патриотизмом в виде главной идеи и героизмом ради героизма в качестве основного посыла.
Революция и Гражданская война — это непаханое поле в плане кинематографичного переосмысления после падения Советского Союза, но до сих пор на экраны выходят лишь жалкие попытки осветить то страшное время. Авторы не спешат становиться на какую-либо сторону, опасаясь критики идеологических противников, а подобное отсутствие позиции довольно пагубно сказывается на искусстве, во главе которого всегда должна стоять личность, а не приверженность к текущему курсу общественной мысли.
«Батальонъ», кстати, продюсировали те же люди, что и «Брестскую крепость», но после 2015 года данная группа авторов пропала из публичного поля или переключилась на откровенный проходняк. Видимо, конвейеру не потребовались творцы с видением, даже слегка выбивающимся за рамки шаблонов.
12+
Александр Губкин.