18 мая 2022 года акционерное общество «Северное речное пароходство» (СРП) обратилось в Октябрьский районный суд Архангельска с иском к ООО «Регион-Проект» о взыскании в солидарном порядке убытков в размере 22 232 497 рублей 80 копеек, а также неустойки.

В обоснование требований в АО «СРП» указали, что по договору с ООО «Регион-Проект» истцом была передана в аренду баржа без экипажа. 22 октября 2019 года в результате аварии на море по вине судовладельца ИП Павловой*, переданная по договору аренды баржа села на береговую отмель. В результате — вынужденный зимний отстой баржи на побережье Белого моря в районе Чапомы в Мурманской области.

СРП по данным, указанным в его заявлении, в целях восстановления нарушенных прав понес убытки на общую сумму 22 232 497 рублей 80 копеек.

Решением Октябрьского районного суда от 16 сентября 2022 года требования были удовлетворены частично, на сумму 10 757 000 рублей.

Учитывая предоставленные ответчиком и Павловой доказательства, суд исключил из состава затрат работу т/х «Анатолий Ефремов» на сумму 1 243 000 рублей, установив, что в процессе снятия баржи с мели были задействованы только: т/х «Беломорск», т/х «Белогорск», КПЛ «Норд-Вуд 4».

Решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что т/х «Анатолий Ефремов» находился в порту Архангельск с 29 мая 2020 года по 3 июля 2020 года без выхода из порта.

При этом судом отмечено, что исполнителем — ООО «Норд-Вуд» — на неоднократные запросы суда выписки из судового журнала теплохода «Анатолий Ефремов» не предоставлены.

Таким образом, в рамках судебного следствия, вступившим в законную силу решением суда установлено, что истец — акционерное общество «Северное речное пароходство», являясь профессиональным участником рынка морских перевозок, при подаче заявления в суд предоставил заведомо не соответствующие действительности документы, с целью взыскания с ответчика сумму 1 243 000 рубля за услуги т/х «Анатолий Ефремов», которые фактически не оказывались.

Другими словами, в действиях АО «Северное речное пароходства» имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ, а также ст. 159 УК РФ с учетом положений ст. 30 УК РФ.

При этом в рамках судебного разбирательства ответчиком и Павловой в материалы дела были предоставлены доказательства присутствия на месте проведения спасательной организации всего одного теплохода — «Беломорск», что не нашло отражения в решении суда по делу ввиду отсутствия по мнению суда достаточных доказательств.

Так, судом первой инстанции было установлено, что по сообщению капитана морского порта Архангельск в информационной системе государственного портового контроля «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации» зарегистрированы следующие судозаходы в морской порт Архангельск:

— т/х «Беломорск» — заход в порт 4 июня 2020 года в 8:00, выход 5 июня 2020 года в 17:00, заход в порт 7 июня 2020 года в 18:00, выход 7 июня 2020 года в 21:50, заход в порт 9 июня 2020 года в 23:30;

— т/х «Анатолий Ефремов» — заход в порт 29 мая 2020 года в 10:00, выход 3 июля 2020 года в 23:55;

— т/х «Белогорск» — за период с 26 мая 2020 года по 10 июня 2020 года заходов-приходов из морского порта Архангельск не зарегистрировано.

По мнению суда, выход теплохода «Беломорск» из порта Архангельск 5 июня 2020 года в составе с двумя баржами, равно как и выход данного теплохода 7 июня 2020 года с портом назначения Шойна не свидетельствует о невыполнении данным судном работ по снятию баржи с мели в районе Чапомы.

При этом ответчик также не отрицает в судебном заседании, что именно данное судно вернулось в порт Архангельск в буксире с баржей.

При этом, согласно заявке, оформленной агентом Бертрам, подтвержденной ответом капитаном порта Нестеровым, следует, что т/х «Беломорск» вышел из Чапома барже-буксирным составом и пришел в порт назначения Архангельск 9 июня 2020 года в 23:30.

А уже 10 июня 2020 года т/х «Беломорск» вышел из порта Архангельск на рейд — в район якорной стоянки.

Таким образом следует, что, исходя из представленной капитаном порта информации, только лишь т/х «Беломорск» принимал участие в спасательной операции, так как именно он вышел с двумя баржами 7 июня 2020 года в Шойну, а 9 июня того же года пришел в порт Архангельск с одной лишь баржой № 2303 (зимовавшей из-за аварийного случая) из Чапомы.

Кроме того, согласно заявке о выходе из порта Архангельск, следует, что т/х «Беломорск» вышел с двумя баржами, а, согласно калькуляции, следует, что в спасательной операции участвовали помимо теплоходов еще и плавкран, а также работали вспомогательные механизмы (экскаватор, бульдозер) с экипажем.

Таким образом не подтверждается участие в спасательной операции плавкрана, а также работ вспомогательных механизмов, так как, т/х «Беломорск» вернулся 9 июня 2020 года в 23:30 только лишь с одной баржой № 2303.

Иных сведений о том, каким образом были доставлены в Чапому плавкран, вспомогательные механизмы, а также возвращены в порт Архангельск не подтверждено доказательствами.

Обман суда? Очень может быть. Желание обогатиться на ровном месте? Весьма вероятно.

Напомним, что, в соответствии с калькуляцией, стоимость работы т/х «Беломорск» составила 1 398 200 рублей, сумма неосновательного взысканных убытков ответчику составила 9 358 800 рублей.

Таким образом получается, что «Северное речное пароходство», являясь профессиональным участником рынка морских перевозок, при подаче заявления в суд предоставил заведомо не соответствующие действительности документы, с целью взыскания с ответчика сумму 9 358 800 рублей за услуги, которые фактически не оказывались.

Есть мнение, что в действиях боссов «Северного речного пароходства» по делу имеется состав преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ, а также ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Далее, реализуя последовательно комплекс мер, «Северное речное пароходство» обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о банкротстве ООО «Регион-Проект».

Арбитраж принял решение о признании несостоятельным (банкротом, далее — должник), возбуждено производство по делу.

Введена процедура банкротства наблюдение.

Далее решением арбитражного суда Архангельской̆ области от 13 декабря 2023 года должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Фишка в том, что у «Регион-проекта» имелись кредиторы помимо СРП.

Например, ООО «Спецэнерго». Она-то и обратились в феврале 2024 года в УМВД России по Архангельску.

В поданном заявлении компания просила произвести проверку указанных обстоятельств и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности, предусмотренной УК РФ:

— запросить копии судовых журналов перечисленных теплоходов;

— опросить капитанов указанных теплоходов и членов их экипажей;

— запросить у капитана порта Нестерова данные о судоходах указанных теплоходов в даты с 19.05.2020 г. по 31.07.2020 г.;

— установить фактическое нахождение экипажей помянутых судов с 05.06.2020 года по 10.06.2020 г., в том числе с помощью биллинговых систем операторов сотовой связи;

— опросить свидетелей.

Однако за прошедшее с момента подачи заявления время со стороны правоохранительных органов не проведено никаких реальных действий, направленных на выявление и подтверждение обстоятельств выполнения спасательной операции.

Вот так и работают.

Мы будет наблюдать за развитием ситуации и готовы обратиться к правоохранительным органам за разъяснением ситуации.

Ибо бездействие всегда рождает негативные последствия.

Вина Павловой подтверждена решениями по делам: №А05 13812/2019, А05-160/2021, А05-9866/2023, А05П-449/2022.

  Вина ИП Павловой Л.П. подтверждена заключением УГМРН Ространснадзора от 11.03.2020 №А-06-5/19, где указано, что причиной аварийного случая стали      некомпетентные действия капитана т/х «Чибью», выразившиеся в выполнении буксировки баржи с опасными грузами на борту с пренебрежением       и нарушениями требований нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания и ошибочном выборе места укрытия от влияния     штормовых гидрометеоусловий.