Режиссер: Алекс Гарленд.

В ролях: Кирстен Данст, Вагнер Моура, Кэйли Спэни, Стивен МакКинли Хендерсон.

Премьера 11 апреля 2024 года

Фильм этой недели нам, как и всем россиянам, посоветовал сам Дмитрий Медведев.

«Гораздо меньше и тише в Америке говорят о Гражданской войне, которая длилась с 1861 по 1865 год. Хотя это настоящее историческое событие, а его итоги для среднестатистического заокеанского обывателя куда важнее. Почему? В том числе и потому, что слишком видны мрачные параллели с сегодняшним днём. Включая „предчувствие гражданской войны“. Достаточно посмотреть их недавний фильм „Civil War“. Но есть и другие, тоже крайне неприятные ассоциации», — написал в своем телеграм-канале зампред Совбеза РФ.

От такой рекомендации было тяжело отказаться, ведь в наше время проблематика, поднятая в фильме, должна быть интересна не только жителям США.

В нашей адаптации кино получило название «Падение империи». Хоть про империализм в самом кино нет практически ни слова, от оригинального «Гражданская война» решили отказаться.

Стоит оговориться: судя по подаче материала, режиссер Алекс Гарленд вовсе не является сторонником республиканцев и слабо прикрывает свои взгляды, поэтому не стоит воспринимать «Падение империи», как объективный взгляд на сегодняшнюю ситуацию в Штатах, что, впрочем, не отменяет колкости комментариев в адрес текущей американской действительности. Хоть фильм и старается быть непредвзятым, насколько это возможно, ряд либеральных клише все равно пробивается наружу. 

Сюжет отправляет зрителя в недалекое будущее, где президент США решил пойти на очередной срок с помощью грубой силы. Глава государства распустил ФБР, приказал нацгвардии пулями разогнать митинги несогласных и попытался построить авторитарную структуру власти.

Народ ответил на это волной насилия и в стране началась настоящая гражданская война, причем, в отличие от событий 160-летней давности, война XXI века ведется всеми против всех. Немедленно повылезали банды националистов, сторонников военной диктатуры, те, кто за всё хорошее, закрылись в своих штатах, а главной антиправительственной силой стали объединенные штаты американского Запада — Калифорния и Техас.

Само по себе объединение двух совершенно непохожих регионов США уже задает нотку абсурда политике вымышленного мира будущего, но общий враг, похоже, способен сплотить даже реднеков с любителями карамельного латте.

На фоне наступления повстанцев на Вашингтон президент баррикадируется в Белом доме и оттуда продолжает уверять граждан, что победа близка.

После краткого погружения в мир нас знакомят с четырьмя главными героями. Все они так или иначе имеют отношение к журналистике.

Ли Смит в исполнении блистательной Кирстен Данст — военный фотограф издания «Reuters» с мировым именем. Она считает себя образцом объективности и явно возвышается над аналитическими журналистами, ведь именно Ли всегда в гуще событий, именно она создает тот самый материал — основу, которую потом все извращают в меру своей испорченности. Смит готова со спокойным лицом снимать пытки и казни мирных жителей, не вмешиваясь в происходящее, словно фотограф животного мира, не мешая льву жрать антилопу.

Коллега Ли — Джоел, которого сыграл не менее колоритный актер Вагнер Моура, запомнившийся всем по главной роли в сериале «Нарко». Его персонаж — настоящий адреналиновый наркоман. В мирной жизни он не чувствует себя по-настоящему свободным, а происходящее в стране доставляет ему явное удовольствие, хоть он и пытается скрыть это чувство за правильными словами.

Третий персонаж по имени Сэмми является представителем так называемой старой школы. Он работал в «New York Times» еще со времен Вьетнама. Сэмми уверен: он четко знает, что хорошо, а что плохо и не стесняется спорить с респондентами по поводу их позиции.

Последней из главных героинь становится молодая корреспондентка Джесси. Она с детства мечтала о профессии журналиста, фанатела по репортажам Ли Смит, но все её представления о работе оказались не больше, чем детскими мечтами. Она совершенно не готова воспринимать живых людей, как материал, везде хочет ввернуть свой взгляд на мир и является антиподом персонажа Кирстен Данст.

Вся четверка объединена единой целью — успеть добраться до Вашингтона, чтобы ради истории запечатлеть последние дни президента США и по возможности пообщаться с главой страны, раздираемой войной.

Конфликт прожженной журналистки и вчерашней школьницы с фотоаппаратом является основой фильма. На его основе задаются самые острые вопросы, а именно:

Если журналист занимает сторону, то является ли он гражданским на том лишь основании, что вместо винтовки носит фотоаппарат?

Имеет ли журналист право на объективность, когда сталкивается со стопроцентным злом?

Является ли сухое представление фактов той самой истиной в классическом понимании термина, если учесть, что любой может интерпретировать их, как угодно?

Так ли важны эфемерные принципы журналистики, когда всё летит к чертям?

«Падение империи» условно разделен на главы и каждая из них ставит новые неудобные вопросы перед зрителем, причем ответов не дает. Например, хозяин заправки расстрелял мародеров и выставил их тела на всеобщее обозрение, чтобы другим неповадно было. И кто тут сильнее не прав? С одной стороны, умершие люди пришли к заправщику явно не с благими намерениями, а с другой — заслужили ли они такой жестокой смерти? Если бы данный гражданин проявил уважение к телам усопших, то не пришли бы на их место другие такие же?

Зритель должен подумать над этим после фильма. Герои просто фиксируют действительность и едут дальше. Чем дольше идет кино, тем меньше его персонажей хочется воспринимать, как людей. После избавления Джесси от инфантилизма, журналисты окончательно превращаются в функцию, которая затмевает их характеры. Их задача — направлять камеру в сторону самых горячих событий, а рефлексировать за них должен человек у экрана.

Но самый главный вопрос — ради чего все это? Ну снимут они расстрелянный труп президента, ну опубликуют, а дальше что? Эта история даже не про фото, изменившее историю. Кадры резни в Сонгми облетели весь мир и стали очередной гирей, склонившей весы американского общества в пользу прекращения интервенции во Вьетнам, а в «Падении империи» все уже случилось. Гражданская война уже идет и со смертью главы государства явно не прекратится, ибо не имеет цели.

Стороны вымышленного конфликта плохо представляют, за что они воюют. Один из снайперов отвечает на этот вопрос просто: «Из того здания стреляют в нас, а мы в них». Такие войны не имеют финала, а фото убитого президента только раззадорят все лагеря раздробленных США.

Фильм слишком сильно заигрывается в объективность, оставляя зрителям слишком много «наподумать». Позиция героев кажется слишком эгоистичной: «Мы просто показываем вам реальность, мы имеем свою правду, но вам не скажем. История всех рассудит».

Впрочем, это была субъективная трактовка происходящего. Сам фильм и не собирался страдать особенным человеколюбием. Параллель с фотографом животного мира была неслучайно. Авторы прозрачно намекают, что страсть войны в крови у американцев. По их мнению, свобода слова держится до тех пор, пока есть, кому разводить оппонентов по углам. Без государственных институтов сторонники великого многообразия позиций с удовольствием перережут друг друга по идеологическим мотивам, а после насилие продолжится и никто уже не захочет вспоминать первоначальную причину.

Данные мысли не являются чем-то новым, но попытка показать их максимально обезличено заслуживает внимания. Кроме бесконечных социальных вопросов без ответов, «Падение империи» содержит в себе довольно бодрый экшэн, который хорошо разбавляет дорожную рутину классического роад-муви. Несмотря на расчеловеченных главных героев, их диалоги прописаны вполне живо, а наблюдать, как Вагнер Моура изображает кайф от свистящих вокруг пуль — сплошное удовольствие.

Если фильм без позиции не удовлетворит желание читателя понаблюдать за коллапсом западного общества, то рекомендуем погрузиться в вымышленную европейскую гражданскую войну из фильма «Дитя человеческое». Там и персонажи поприятнее и подано все с более приземленной точки зрения, которая не размывает понятия «хорошо» и «плохо».

18+

Александр Губкин