Контракт на 8 миллионов, 100 тысяч рублей заключен с ООО «Национальные проекты Поморья». Известно, что данная фирма принадлежит человеку близкому к депутату АОСД Ксении Бидной — Эдуарду Волохову — бывшему ресторатору и медиа-менеджеру, который диверсифицировался. Заказчиком выступает проектная дирекция Министерства образования Архангельской области. 

В документах, приложенных к госзакупке сказано, что дроны закупаются во имя исполнения федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы». Родные БПЛА — это, конечно, неплохо, но, похоже, на местах опять перестарались, выполняя волю высшего начальства. 

450 тысяч за дрон — это слишком дорого по всем понятиям, а в случае с применением подобной техники для обучения детей деньги и вовсе рискуют быть потрачены впустую. 

Сначала отметим, что архангельские волонтеры собирают по 30-40 тысяч рублей на самые простые квадрокоптеры, которые в армии используют для разведки. Ударный БПЛА, способный поднять выстрел от РПГ, стоит чуть дороже — 70-150 тысяч рублей. 450 000 рублей — это близко к верхней планке в линейке фирмы «Mavic» и ближе к цене сельскохозяйственных дронов «Reactive Drone Agric», которые российские солдаты прозвали «Бабой-Ягой». 

На фронте каждый летательный аппарат на счету, поэтому обучение взрослых операторов начинают с машинок попроще, которые не так жалко угробить из-за неверного движения джойстика. Судя по всему, в архангельских школьников верят очень сильно, раз сразу доверяют им аппараты высшего класса. 

По идее любое обучение должно идти от простого к сложному, но подведомственная структура Минобра решила не мелочиться и сразу воспитывает в детях элитных дроноводов. Не ясно, правда, что ученик будет делать, когда к нему в руки попадет модель попроще, с менее отзывчивым управлением и урезанными функциями. 

И да, юных операторов БПЛА будут учить именно тому, о чем думают все, слыша слово «дрон». В контракте указано, что квадрокоптеры должны быть оборудованы устройством для сброса груза. Надеемся, что гражданскому применению летающих машинок будет уделено больше времени: дети все-таки.

А теперь о том, почему идея учить школьников управлению данной техникой может не взлететь. 

В документах сказано, что одна школа получает один дрон. Ни запчастей к нему, ни резервной копии, просто дорогой винтокрыл — играйтесь на здоровье. Когда в средних российских школах имеется что-то дорогое и в единственном экземпляре, то, как правило, детей к этому «чему-то» не подпускают и на пушечный выстрел. 

Обучение проходит по системе «Не трожь, а то сломаешь». В лучшем случае, учитель выносит дорогой предмет, показывает, как он устроен и словами объясняет принцип работы. Ученики записывают сказанное в конспект, учат его и сдают на оценку. Практику же вполне могут вписать задним числом без фактического проведения. 

Сейчас в обычных школах четыре 11-х классов — это норма. Надеемся, что младшим школьникам дроны не доверят, поэтому предположим, что в каждом образовательном учреждении будет по одному БПЛА на 120 детей. И много ли ученики в таком количестве налетают на одном единственном дроне? Обучаясь по 3 часа в день, военный оператор беспилотников должен освоить самый первый курс в 30 часов налёта за пару недель. С такой-то очередью школьнику же даже года не хватит, чтобы приблизиться к азам.

А если что-то сломается? Хоть федеральный проект и призван повысить популярность отечественных БПЛА, что-то подсказывает, наши исполнители закажут аппараты в Китае, ведь российские дроны слабо представлены на гражданском рынке и в большей части сразу отправляются на фронт. 

Соответственно, чем дороже дрон, тем дороже запчасти к нему и едва ли расходники будут покупаться также за счет Минобра. Надо полагать, когда между школьным бухгалтером встанет выбор: выделить 20 тысяч рублей на новые парты или на моторчик от пропеллера, то он 10 раз подумает и вряд ли выберет моторчик. 

Нелетающий дрон за полмиллиона так и будет лежать в коморке за актовым залом, пока чьи-нибудь загребущие руки не додумаются продать его вдвое дешевле изначальной цены. 

А теперь подсчитаем, сколько всего средств из бюджета проектной дирекции Министерства образования Архангельской области забрал федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» национального проекта «Беспилотные авиационные системы».

Итого 215 миллионов, 615 тысяч и 926 рублей потребуется на воспитание юных БПЛАшников в школах. 

Учитывая, что все выше перечисленное только закупается, внедрения новых уроков не стоит ждать раньше сентября. Минимум на протяжении года школьники будут учиться летать. Потом далеко не каждый из них поспешит тут же отдать долг Родине, записавшись на срочную службу сразу после выпускного. А через 3-4 года стране уже вряд ли понадобятся операторы дронов в таком количестве. 

Можете сами посчитать, сколько «фронтовых» квадрокоптеров можно закупить на 215,6 миллионов. Мы же отметим, что одна только проектная дирекция Министерства образования Архангельской области могла бы оплатить ВС РФ целый реальный танк Т-90 вместо эфемерной армии солдат будущего с винтокрылым другом за плечами. 

Короче, всё это видится дрянной затеей, главный смысл которой обогащение отдельно взятых субъектов в то время когда страна упорно ведёт боевые действия. Очень бы хотелось ошибаться, но опыт подсказывает…


*Данные взяты с портала госзакупок