Режиссер: Моу Дуньфэй.
В ролях: Даи Йао Ву, Ван Жуньшэнь, Чжэ Квон, Чжаохуа Мэй, Ти Лонг Джин и другие.
Премьера 24 октября 1988 года.
К сегодняшнему дню скопилось огромное количество документалок о самых мрачных периодах человеческой истории, но часто ли изначальное желание снять документальный фильм реализуется в виде фильма ужасов?
Обычно монотонный голос диктора на заднем плане успокаивает эмоции зрителя, а авторы стараются проговаривать все самые страшные эпизоды, но не показывать их.
Таким образом, с одной стороны, документалистов нельзя упрекнуть в умалчивании отдельных крайне нелицеприятных фактов, но с другой — довольно редко на глаза попадается кино в полной мере раскрывающее тему глубины человеческого падения. Надо полагать, это связано с тем, что нормальные люди не могут залезть в голову маньяков, тиранов и прочих неуравновешенных, оставивших след в истории. Каждый работает с изначальным материалом в меру своей испорченности и часто получает за это обвинения по типу «не дотянул».
Подобная характеристика подходит и к гонконгскому режиссеру Моу Дуньфэю, ведь он взялся снимать про одних из самых мерзких представителей человечества — японский отряд 731. В данной теме «дотянуть» действительно трудно, поскольку за все прошлое столетие, пожалуй, никто не смог приблизиться к этим гражданам страны восходящего Солнца по уровню немотивированной жестокости в отношении представителей одного вида.
Даже у современных китайцев остался ощутимый ресентимент в отношении сегодняшних японцев и их чувства можно понять. Да, немцы и их союзники в те годы тоже не отличались особенным человеколюбием, в их лагерях смерти погибло в разы больше людей, они тоже проводили «медицинские» эксперименты над живыми людьми, но все это меркнет по сравнению с деятельностью всего лишь 2000 японцев из отрядов 731, 100 и других сотрудников «Главного управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии».
Китай ничего не забыл: ни соревнований по отрубанию голов катанами, ни политику трех «всех», ни эпидемии чумы, выпущенной теми самыми отрядами.
Про зверства рядовых японцев есть отличный и более смотрибельный фильм «Город жизни и смерти», а сегодня речь пойдет о гораздо менее известном произведении «Человек за Солнцем» 1988 года выпуска.
Немного отступив в сторону, отметим, что русскоговорящим зрителям повезло увидеть данное кино почти без редактуры. Гласность и ослабление контроля за миром искусства позволили сохранить «Человека за Солнцем» в том виде, каким его задумывал автор. В остальном мире ленту либо нещадно резали, либо запрещали вовсе. Например, австралийцы никогда его не увидят, как, собственно, и японцы.
В Японии «Человека за Солнцем» по недосмотру показали лишь раз и быстро свернули прокат после выступлений местных националистов, заявивших, что китайский режиссер порочит их историю. Видимо, к героям картины у них претензий не было.
А вырезать из фильма действительно было что. Настолько натуралистичное насилие можно увидеть разве что в современных телеграм-каналах, да в очень редких произведениях отдельных режиссеров-маньяков и чуть ниже мы объясним, как у Дуньфэя получилось достичь такого уровня.
Нет ни малейшего желания в красках расписывать всё, чем занимался отряд 731 на своей базе близ города Харбин, но для контекста стоит сказать, что люди, называвшие себя учеными или даже врачами, абсолютно ни в чем себя не стесняли, реализуя самые больные фантазии.
Наверное, каждый испытывал детское желание посмотреть, что будет, если смешать содержимое всех тюбиков в ванной или попробовать на вкус сочетание майонеза, варенья соды и корицы. Зачем? А просто так. Просто интересно и всё.
Вот примерно так можно описать мотивацию экспериментов отряда 731. Недостатка в военнопленных японская сторона не испытывала, поэтому члены отряда развернулись на полную. Помимо «полезных» опытов, вроде желания посмотреть, сколько человек протянет в ледяной воде и на каком этапе его еще можно спасти, были и другие. Например, одному «врачу» очень хотелось посмотреть, что будет, если у подопытного ампутировать обе руки и пришить обратно, поменяв местами или приживется ли чужая голова рядом с родной. «Психологи» испытывали потребность понаблюдать, насколько быстро заморенные голодом люди начнут жрать откормленного новичка, которого подселят к ним в камеру и прочее, прочее, прочее…
Среди подопытных были не только китайцы, но и корейцы, советские люди, британцы и американцы.
Кстати, именно из-за деятельных японцев мы знаем, что человек на 80% состоит из воды.
Моу Дуньфэй хотел не просто продемонстрировать во всей красе то, что делали с его согражданами, но и разобраться, как рядовой японец дошел до жизни такой. В конце концов, членами отряда 731 не рождались, ими становились, причем, сознательно.
Сходу зрителя приветствуют манифестом «Дружба дружбой, но история — есть история». Фраза на века и в данном случае её пафос вполне оправдан.
Действие фильма начинается в 1945 году. Японская метрополия уже проигрывает войну по всем фронтам, население голодает, но Квантунская армия продолжает удерживать Северный Китай, постепенно понимая, что скоро их либо выдавят силой, либо все умрут от голода. При командовании армией находился и корпус юных курсантов, которые после непродолжительного обучения должны были стать гордыми воинами императора, пусть и не все из них доросли до 14 лет.
Дети с самого начла предстают этакими волчатами, готовыми убивать за комок риса, но все еще верящими в священный долг перед страной. К ним на базу прибывает легендарный лидер отряда 731 Сиро Исия. Ему требуется персонал для помощи в неких экспериментах.
На экспозицию отводится 9 минут, после со зрителем церемониться не будут. Очередная сцена завершается веселым японским дедушкой, закидывающим в печь синюшные ноги и руки, мыча себе под нос популярный военный марш.
Для подростков же начинается та служба, к которой их готовили. С первого дня из них буквально выбивают остатки человечности. Например, после того, как на их глазах командир жестоко убивает очередного пленного, каждого из курсантов заставляют во всю глотку проорать «Бревно сдохло!»
Бревнами в отряде 731 называли подопытных, ведь база располагалась на бывшей лесопилке. После закрепления в памяти данной детали известный афоризм про летящие щепки во время рубки леса играет новыми красками.
По ходу развития сюжета кто-то из курсантов сам станет жертвой экспериментов, кто-то станет образцовым солдатом, подчинившись всем извращенным требованиям, а кто-то постарается сохранить себя, давая зрителю возможность ассоциировать себя с героями на экране.
Но не из-за интересной истории персонажей «Человека за Солнцем» помнят. Возвращаясь к началу обзора, вспомним, что Моу Дуньфэй изначально хотел снять документалку, но столкнулся с недостатком фактуры. Обо всех зверствах мы знаем, в основном, со слов очевидцев, а хронику, записи экспериментов, фотографии японцы предусмотрительно уничтожили.
Режиссеру пришлось сменить вектор и работать над художественным фильмом, в котором актеры должны были воспроизвести то, что не сохранила история. Проблема заключалась в бюджете: денег удалось собрать на документальное кино, но на игровую ленту требовалось в несколько раз больше.
Как истинный творец, Дуньфэй выкрутился из ситуации нетривиальным образом. Суровый китайский кинематограф видит цель и не знает препятствий, поэтому автор «Человека за Солнцем» откинул принципы и взял из моргов настоящие руки, ноги и головы. Остается только воображать, что творилось в душе у актеров, вынужденных работать с таким реквизитом.
В фильме есть отвратительная сцена вивисекции мальчика. Так вот, ради неё режиссер МЕСЯЦ «охотился» за трупом какого-нибудь ребенка, похожего на актера, и нашел его!
И эта деталь пугает не меньше самого фильма. В своем желании показать действительность максимально правдоподобно автор, похоже, зашел слишком далеко, словно став героем своего же фильма.
Из-за таких вот эпизодов «Человек за Солнцем» интересен не столько своей художественной частью, сколько вопросами, которые зарождаются в голове зрителя. Например, съемочная группа морила голодом настоящих крыс, чтобы потом кинуть к ним кошку и заснять, как грызуны сожрут её. И разве этот поступок чем-то отличается от действий экранных героев? Вроде как авторы преследуют благую цель, но оправдывает ли она средства?
С другой стороны, вышеупомянутые сцены по задумке должны вызывать неподдельный ужас и с таким реквизитом они работают, как должно. Если бы на площадке резали резину, то это было бы заметно, а настоящее человеческое мясо в кадре — нечто уникальное.
Из-за дешевизны и набора большей части актеров «с улицы», многие моменты смотрятся наигранными, но там, где Дуньфэй хорош — он хорош на 100%.
В какой-то степени такое стремление к достоверности даже восхищает. Китайцы играют только военнопленных, а японских солдат доверили исполнить жителям Южной Кореи. К сожалению, кастинг проводился по внешности, а не по профессиональным талантам, поэтому в диалоговых сценах сложно отделаться от ощущения, будто находишься в некоем кровавом театре.
Однако дети на главных ролях отыгрывают, как надо, что тоже встречается далеко не везде.
На настоящих трупах реализм не заканчивается. «Человек за Солнцем» снимался на той самой базе отряда 731 в Харбине. К 1988 году здание перепрофилировали в школу (!), но зловещий антураж оно не потеряло.
Когда Дуньфэй снял название школы и вывесил японский флаг, это привело в ужас местных пожилых людей, переживших войну. Одна особенно расстроенная старушка подошла к режиссеру и его команде и сказала: «Я знала, что японцы вернутся, просто надеялась, что этого не произойдет так скоро!»
Это еще раз говорит о том, что никто ничего не забыл. Более того, в финале чувствуется явная обида автора на то, каким образом сложилась судьба членов отряда 731. Трибунал над ними проводил Советский Союз, Китай не был допущен к суду. Если в Нюрнберге 12 нацистов приговорили к смертным казням, то Хабаровский процесс осудил всего 12 японцев. Самым строгим наказанием было 25 лет лагерей, а самым мягким — 2 года заключения.
Многие из членов отряда умерли своей смертью, некоторые получили признание за пределами Японии, стали видными врачами и даже руководителями роддомов.
В «Человеке за Солнцем» и в следующем фильме Дуньфэя — «Черное Солнце: резня в Нанкине» заметно неприкрытое желание ткнуть потомков оккупантов лицом в их преступления без сглаживания углов и обтекаемых выражений.
Как показало время, потомки не сильно-то хотят каяться и отряд 731 до сих пор остается темой, на которую не принято говорить, ведь сейчас-то все дружат. Дружба дружбой, а история — есть история и об этом не стоит забывать. Образ прошлого того или иного государства не стоит строить из фактов, удобных для восприятия.
Военные преступления — понятие растяжимое, но довольно конкретное. «Война расчеловечивает» — тоже расхожее выражение, но фильм «Человек за Солнцем» снова напоминает, что не стоит относиться к этой фразе абстрактно.
18+
Александр Губкин