Лично я так к электросамокатам (или как их называют официальные структуры, СИМ — средства индивидуальной мобильности) и их наездникам по большей части отношусь лояльно. Сам несколько раз за лето катаюсь на этих агрегатах, но знаю порядочно людей, которых бешеные подростки просто выводят из себя. Сердцу не прикажешь, тем более что причин для ненависти хватает. 

Вот в самом начале лета две северодвинских школьницы ночью сиганули прямо под колёса автомобиля. 

Очевидно, что водитель здесь тоже не досмотрел, но в целом ситуация крайне показательная: подростки в большинстве случаев носятся по тротуарам на огромной скорости и не редкость, когда вдвоём на одном самокате. 

Вот чешешь себе по улице спокойно, в наушниках музычка играет, солнышко в глаза светит, шажок в сторону сделал, а тебя сбили. Ну или напугали до чёртиков. За что? Жизнь у людей и так напряжённая: то подвалы дерьмом топит, то вода нифига не бежит, с Соломбалы при северо-западном ветре какой-то химозой тянет, на работе сигами воняет, а тут ещё и прогуляться спокойно нельзя. Безобразие. 

Вообще по здравому смыслу самокаты и велосипеды, как транспортные средства, должны передвигаться по проезжей части. То, что там автомобили носятся с вопиющим нарушением скоростного режима, — другая извечная проблема столицы Поморья (привет, ГАИ). Но почему пешеход должен постоянно озираться по сторонам даже на тротуарах, мол, нет ли здесь угрозы быть покалеченным?

Весной на моих глаза разворачивалась следующая картина. Пацан лет так 10, а может и 8, а может и 12, фиг поймёшь, пытался освоить электросамокат. И видно было, что парень боится, а мама с коляской, в которой находился ещё один ребёнок, кричала тому, мол, крути «гашетку». С горем пополам подросток смог сдвинуться с места и рывками начал движение в сторону Вальхаллы. Всё это происходило на тротуаре между нижней набережной и проезжей частью. Вокруг народ. Дети бегают, собачки играются. Вроде парень никого не сбил и сам не убился. Ну, если что, второй есть. 

Вообще, на всех самокатах есть несколько скоростных режимов, и все СИМы работают по приложению. Ну так и надо разграничить эти режимы по возрастным группам, а подтверждать его в приложении сканом паспорта. 

В прошлом году 57% жителей Архангельска выступили за то, чтобы ограничить скорость электросамокатов до 15 км/ч и не пускать за руль лиц до 18 лет.

В этом году губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов предложил запретить движение СИМ по тротуарам и площадям, а также ввести для них платные парковки.

Наиболее радикально поступили в Перми. Де-юре электросамокаты там не запрещены, но парковать их в центральных районах города нельзя. А если бросить в неположенном месте — нужно платить полторы тысячи рублей за эвакуацию и по сотке в день за нахождение на штрафстоянке. Так что де-факто проката электросамокатов на родине реальных пацанов больше нет.

В Архангельске подобного конечно не будет. У нас обещанных пешеходников на набережной не дождёшься, а водилам плевать на введённые там ограничения. Вот собьют кого-нибудь пару раз — другой разговор будет. Так может не будем доводить, как говорит один мудрый лысый человек, до цугундера?

P.S. Мы также направили запрос в УМВД по Архангельской области с интересующими нас вопросами, связанными с СИМ, и публикуем полученный ответ без купюр. 

Максим Волов

***

1. Сколько в Архангельске и в Архангельской области зарегистрировано ДТП с участием электросамокатов (далее — СИМ) в 2022–2023 гг., за текущий период 2024 года?

За 2022 год в регионе зарегистрировано 4 ДТП (все в г. Северодвинск) с участием СИМ, в которых 4 взрослых травмированы.

За 2023 год зарегистрировано 4 ДТП (2 — г. Северодвинск, по 1 — г. Няндома и пос. Октябрьский), в результате которых 4 человека травмированы (в том числе 1 ребенок).

В текущем году зарегистрировано одно ДТП (в г. Северодвинске — 1 июня), в котором пострадала несовершеннолетняя, использующая СИМ.

2. Кто является виновником ДТП, произошедшем 1 июня в районе дома № 50 на проспекте Труда в Северодвинске с участием двух девочек на электросамокате?

01.06.2024 в 02:25 на перекрестке пр. Труда и ул. Тургенева (напротив д. 50 по пр. Труда) в г. Северодвинске водитель 1997 г. р., управляя а/м «Лада Гранта», при повороте направо допустил столкновение с СИМ, используемое подростком 2008 г. р. (находилась без сопровождения взрослых), которая пересекала проезжую часть ул. Тургенева по линии тротуара. В результате ДТП несовершеннолетняя получила телесные повреждения.

Нарушения ПДД РФ в данном ДТП усматриваются как со стороны водителя автомобиля (нарушение пункта 13.1 ПДД РФ), так и со стороны несовершеннолетней, управлявшей электросамокатом (в части запрещенной перевозки пассажира).

Выводы обо всех обстоятельствах и причинах происшествия, степени виновности его участников будут сделаны после проведения проверки, при необходимости с применением соответствующих экспертиз.

3. Где должны передвигаться электросамокаты на набережной Северный Двины в Архангельске от улицы Логинова и до улицы Воскресенской (проезжая часть, нижняя набережная или тротуар между ними)?

Движение на СИМ в обозначенном районе (наб. Сев Двины от ул. Воскресенской до ул. Логинова) осуществляется в соответствии с требованиями главы 24 ПДД РФ, в зависимости от характеристик СИМ и возраста лица, его использующего:

— по правому краю (попутно движению ТС) проезжей части улицы наб. Северной Двины могут передвигаться лица старше 14 лет при условиях, что их СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, а также отсутствует возможность двигаться по тротуарам непосредственно на данном участке улицы;

— по тротуарам улицы наб. Северной Двины могут передвигаться лица старше 14 лет при условии, что масса их СИМ не превышает 35 кг, а также все несовершеннолетние младше 14 лет, при этом детей младше 7 лет должны сопровождать взрослые;

— движение по прибрежной зоне реки Северная Двина с оборудованным пространством для движения пешеходов и велосипедистов («нижняя набережная») в зоне действия дорожных знаков 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» может осуществляться по всей её ширине, при этом в соответствии с пунктом 24.6 ПДД РФ пешеходы имеют приоритет. На участке от ул. Свободы до ул. Логинова дополнительно выделены разметкой полосы для движения велосипедистов и лиц, использующих СИМ.

Движение по пешеходной дорожке (в районе пл. Мира) допускается для всех лиц, использующих СИМ в возрасте до 14 лет, а также для лиц старше 14 лет при условии, что масса их СИМ не превышает 35 кг.

4. Какая работа ведется сотрудниками полиции по предупреждению ДТП с участием электросамокатов?

Наиболее действенным способом решения данного вопроса является интеграция СИМ в транспортные системы городов региона, создание инфраструктуры для СИМ на рекреационных территориях и социальных объектах, в том числе разделение потоков пешеходов и СИМ.

Госавтоинспекцией УМВД России по Архангельской области регулярно разрабатываются и направляются предложения по повышению безопасности дорожного движения, в том числе с участием СИМ. Вопрос создания безопасной инфраструктуры движения СИМ рассматривался на очередном заседании региональной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. При согласовании проектов строительства и реконструкции улично-дорожной сети уделяется внимание выделению места для движения СИМ (как пример — «новый» участок пр-та Московский).

В то же время проводится разъяснительная работа с населением по вопросам безопасного использования и движения СИМ. В рамках подготовки в периоду летних каникул, учитывая потенциальную незащищенность и травмоопасность детей, при проведении бесед сотрудниками полиции этому уделяется особое внимание.

При надзоре за дорожным движением сотрудниками Госавтоинспекции проводится профилактическая работа с правонарушителями, с том числе на наб. Северной Двины г. Архангельска.

5. С какой максимальной скоростью разрешается передвигаться электросамокатам в Архангельске?

Пунктом 24.6. ПДД РФ определено, что движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Если движение лица, использующего для передвижения СИМ, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, то такое лицо, должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения СИМ, пешеходы имеют приоритет.

6. Какое наказание предусмотрено для тех, кто передвигается на одном электросамокате вдвоем?

Перевозка пассажиров на СИМ прямо запрещена пунктом 24.8 ПДД РФ, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией СИМ.

Административная ответственность за нарушение ПДД РФ (в том числе запрещенная перевозка пассажиров) лицами, управляющими СИМ, указана в части 2 статьи 12.29 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

При этом, если лицо, использующее СИМ и нарушившее ПДД РФ, находилось в состоянии опьянения, то его ответственность предусматривается частью 3 этой же статьи КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

7.С какого возраста гражданам разрешено передвигаться на электросамокате?

Возраст лица, использующего СИМ, и участки, по которым такие лица могут передвигаться, определены ПДД РФ.

Пункт 24.4: Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения СИМ, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон, и только в сопровождении взрослых.

Пункт 24.3: Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Пункт 24.1: Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

Пункт 24.2(1): Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения СИМ: