Кому только не доводилось писать и говорить о великом поэте за последние несколько дней. В Интернете все пестрит юбилейной датой и ее виновником, словно бы Пушкин существует только сегодня и только в эти дни он поражает все без исключения человеческие сознания.
Это называется «жить по датам», то есть жить бессмысленно. Разумеется, Пушкин вне дат и вообще вне контекста, и приличные люди помнят о нем и любят его всегда. Пушкин — явление вечности, а не с 5 по 9 июня 2024 года.
Было бы страшной банальностью написать о нем очередной текст или что-то посвятить поэту именно в его юбилей, а не во все прочие дни. Такие вещи уже становятся пошлостью, а не памятью, ведь во все прочие дни людям эту память словно бы отшибает напрочь.
Именно поэтому сегодняшняя статья будет посвящена не Пушкину, а совершенно другому человеку, который очень глубоко чувствует поэта и его эпоху и у которого не занимать эрудиции и таланта вести повествование.
***
Большим удовольствием было вернуться в старинный особняк и ощутить простор и великолепие анфилад XVIII века, эстетику ушедших эпох, красоту и дворянскую утончённость. И все это намного более чувствуется в уединении, в безлюдье, тет-а-тет с произведениями искусства.
И не менее большей удачей можно назвать непогоду 8 июня, благодаря чему на экскурсию пришло всего пять человек, в отличие от ночи музеев, когда в залах становилось неимоверно душно от передушенной толпы с рюкзаками и шортами.
Анастасия Саликова, среди прочих экскурсоводов, отличается талантом заинтересовать слушателя и побудить в нем чувства героев своего повествования, на краткий миг перенести мыслями в эпоху, о которой рассказывает и раскрыть ее таком образом, словно бы ты сам побывал в то время и в том месте.
Легкость манер, грация, со вкусом подобранная одежда и украшения, звучание голоса — все это кажется аутентичным интерьеру старинного особняка и только его дополняет.
Просветительская деятельность чрезвычайно важна, в особенности для нашего провинциального города, где существует для этого все необходимые возможности, места и люди.
Миссия всякого культурного и приличного человека — поддерживать, помогать и продвигать культуру и эстетику в массы, в надежде, если просветить не всех — что и невозможно — то хотя бы отдельных личностей. Как писал Бродский: «Нельзя спасти всех, но возможно помочь отдельному человеку»
Далее будет проходить диалог с героиней сегодняшней статьи.
***
— Анастасия, где вы учились и какое получили образование?
— СГМУ, туризм и гостеприимство. Тогда это был пробный факультет, и вот я одна из первых его выпускниц.
— Как вы пришли к работе экскурсоводом?
— Когда я еще была студенткой, мы с группой пришли на практику в «Старинный особняк», я влюбилась в это место с первого же взгляда и поняла, что хочу работать именно здесь. Конкурс на рабочее место был сложным, пришло большое количество кандидатов.
Директор музея решил, что моя персона идеально подходит для музея, более того, университет я закончила с красным дипломом, так что, пожалуй, это тоже сыграло свою роль. Вообще, красный диплом дает большие возможности.
— Как долго вы здесь работаете?
— 10 лет, не считая декретного отпуска.
— Вы готовитесь к экскурсиям или рассказываете экспромтом, что уже знаете?
— Разумеется, готовлюсь. Экспромтом и не получится, необходимо найти нужный материал, ничего не забыть, не перепутать, составить план экскурсии. Вообще, эту экскурсию я заготовила еще год назад, просто не было случая об этом рассказать.
Но, сказать по правде, к сегодняшней экскурсии я, как мне кажется, подготовилась недостаточно, поскольку вчера этому помешали некоторые семейные обстоятельства, и я даже переживаю сейчас, что рассказала не все, что хотела.
— Сегодня было всего пять человек, в то время как на ночь музеев пришла огромнейшая толпа посетителей. Вас не расстраивают такие дни, когда посетителей экскурсии мало, или, наоборот, вы отдыхаете в этом момент?
— Для меня не играет особой разницы, сколько приходит людей на экскурсию. Для меня важно, что люди приходят вообще. Мне кажется важным заниматься просветительской деятельностью, более того, экскурсии меня совершенно не выматывают какими бы длинными они ни были и сколько бы людей ни пришло. Я заряжаюсь во время экскурсий по музею. Это мое любимое дело.
— Все ли картины в музее — подлинники?
— Нет, не все. Есть репродукции, но им по несколько сотен лет, так что они тоже представляют особую ценность для музея. Достать некоторые из них для Архангельска — просто на грани фантастики, поскольку среди них достаточно много картин — да и вообще предметов интерьера — уровня Эрмитажа.
***
Александр Пушкин. Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
1831 год