Одним из основных мероприятий Дней развития Дальневосточного и Арктического макрорегионов, которые проходят на Международной выставке-форуме «Россия», стало пленарное заседание «Российская Арктика — путь в будущее», посвященное обсуждению комплексных планов развития опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ.
Открывая мероприятие, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул особую важность Поморья в развитии не только Арктики, но и всей России:
— Сегодня по поручению президента Владимира Путина принят перечень опорных населённых пунктов Арктической зоны Российской Федерации, в которых проживает две трети населения Российской Арктики, и в этих городах по примеру Дальнего Востока сейчас идёт подготовка мастер-планов. Они нацелены на преобразование городов в самых необычных условиях жизни людей, но я точно знаю — мы умеем жить в Арктике счастливо. Мы также должны быть мировыми лидерами в технологиях работы на Севере.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский посвятил свое выступление планам комплексного развития Архангельской агломерации, включающей в себя Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и прилегающие территории Приморского округа.
В феврале 2024 года стартовала разработка мастер-плана, которую необходимо завершить до 1 июля, а до октября — сформировать план его реализации, который будет включать конкретные мероприятия и источники их финансирования. Документ также позволит получить федеральную поддержку на развитие и обновление инфраструктуры, необходимой для реализации намеченных проектов. В настоящее время разработка мастер-плана находится в активной стадии.
Как отметил глава региона, для дальнейшего лидерства агломерации в ведущих отраслях и повышения ее привлекательности, которая обеспечит приток новых специалистов и студентов, необходимо решить ряд инфраструктурных задач и провести адаптацию экономики к новым международным и внешнеторговым реалиям.
Для реализации поставленных целей в рамках создаваемого мастер-плана будет вестись скоординированная работа по 10 направлениям, пять из которых отвечают за экономический рост агломерации, а еще пять — за развитие городской инфраструктуры и среды.
На сегодняшний день региональным правительством сформирован пул инвестиционных и инфраструктурных проектов до 2035 года, которые имеют подтвержденный рыночный интерес и могут быть реализованы за счет внебюджетных средств заинтересованных инвесторов, а также в рамках государственно-частного партнерства или с применением заемных бюджетных механизмов. Эти проекты также потребуют выделения бюджетных средств.
— Я считаю, что те объемы перевозки грузов по Северному морскому пути, которых президент поручил достичь, являются минимальной планкой. Поэтому развитие портовой инфраструктуры северных морей для нас должно стать приоритетом номер один, и Архангельская область в силу своих исторических и географических особенностей стремится играть важную роль в этом процессе, — подчеркнул Александр Цыбульский. — Сегодня при реализации проектов по развитию Архангельского транспортного узла и строительству нового глубоководного района порта Архангельск мы видим для себя возможность увеличения грузооборота до 30–35 миллионов тонн в год. Этот проект с точки зрения развития экономики является для нас приоритетным. Более того, все эти проекты нельзя назвать линейными — каждый из них является огромным мультипликатором. Мы понимаем, что развитие порта приведёт и к увеличению заказов на судоремонт, и к необходимости наращивания объемов судостроения.
Вместе с тем в рамках мастер-плана предполагается настройка цепочек среднего специального и высшего образования для удовлетворения кадрового спроса, а также развитие экспорта образовательных услуг — подготовки кадров для всей Арктической зоны РФ.
— Ещё один проект, являющийся для нас одним из приоритетных при планировании социально-экономического развития региона, — это строительство межвузовского кампуса мирового уровня «Арктическая звезда». К 2027 году мы должны получить современный кампус, который станет и центром науки, включающим в себя порядка 40 новых лабораторий, и частью современной городской среды с возможностью проживания для студентов и профессорского состава, — сказал Александр Цыбульский.
Не менее важным направлением работы станет развитие судоремонтной отрасли. Для достижения этой цели потребуется модернизация производственных мощностей крупных предприятий Архангельской области, специализирующихся на обслуживании судов.
— Мы в шесть раз планируем нарастить объемы гражданского судоремонта. Ни для кого не секрет, что раньше большинство наших судов, приписанных к порту Архангельск, а их более 800, осуществляли ремонт и обслуживание в европейских портах. Так было заведено, но сегодня, когда наши соседи в один момент отказали в этой возможности, все суда вернулись на обслуживание в регион. Если брать Архангельскую область, то у нас запись на плановый ремонт ведётся уже на 2026 год. Дефицит мощностей большой, поэтому эта отрасль начала естественным образом развиваться и является крайне перспективной с учётом планов увеличения грузопотока по Севморпути, — пояснил Александр Цыбульский.
Говоря о планах по развитию деревообрабатывающих производств, глава региона отметил, что в этой сфере Архангельская область ставит для себя самую амбициозную цель — увеличить долю продукции высокого передела ЛПК в общем объеме производства в 20 раз. На такую продукцию фиксируется спрос как на внутреннем рынке России и самой агломерации, так и на рынках Азии.
— При этом в лесопромышленном комплексе мы хотим не просто увеличить объемы производства, но и уйти в более глубокую переработку древесины. У нас есть понимание, что деревянное домостроение должно активно развиваться на Севере и в других регионах, поэтому мы планируем построить промпарк деревянного домостроения и выйти минимум на объем в 150 тысяч квадратных метров домокомплектов в год. Тем более что северный лес известен своим качеством и пользуется большим спросом, — подчеркнул Александр Цыбульский.
Как отметили в пресс-службе регионального правительства, в ходе выступления на пленарной сессии губернатор также сделал акцент на таких направлениях работы, как существенное ускорение развития внутреннего туризма, активное вовлечение инвестиционного и бизнес-сообществ в новые экономические проекты, развитие транспортной связности агломерации, строительство доступного жилья, обновление и модернизация коммунальной инфраструктуры, а также создание пространств для рекреации, досуга и спорта во всех трех городах агломерации.