На сегодняшний день до сих пор неизвестна природа гениальности. Согласно энциклопедистам эпохи просвещения, гениальным человеком можно назвать только того, кто создал, что-либо, чего не было до него ни в природе, ни в обществе.

Значительно позже, уже в середине XIX века, Чезаре Ломброзо выдвинул предположение, что от гениальности до безумия всего один шаг.

Насколько точно великие прошлого смогли охарактеризовать природу гениальности и ее связь с безумием можно будет понять из беседы с Михаилом, молодым художником, человеком, который изобрел новый вид искусства и свою собственную философию.

— Михаил, здравствуйте. Сколько вам лет и кем вы работаете?

— Здравствуйте, мне 54 года. Уже 17 лет я нигде не работаю. Как у нас говорят — тунеядец. В течение года я могу построить пару дачных домиков, если меня попросят об этом.

— Получается, вы строитель?

— Нет, это у меня хобби такое. Помогаю делать каркасы, срубы дач, бань — ну чего угодно, о чем меня попросят. Беру совершенные копейки за это. Когда я только начинал еще не было банковских карт — я и сейчас ими не пользуюсь, не хочу залезать во всю эту грязь — я всегда брал только наличными и на личных договоренностях.

— Вы из Архангельска?

— Нет, я родился в селе Конёво, Архангельской области, Плесецкий район.

— А как вы вообще пришли к своему творчеству? Вы себя долго искали? Или это было озарением?

— Это было внезапно. Изначально я, в принципе, не учился никакому ремеслу, работал очень много кем. И однажды пришло время построить собственный дом. Его я строил в одиночку. Мне это дело чрезвычайно понравилось. Друзья, родственники постоянно обращались ко мне за помощью — и я с радостью помогал. Домов 30 я точно построил. В одиночку.

Все удивлялись как у меня получается строить дома в одиночку. Я отвечал, что очень просто. Но потом до меня дошло, что, когда я вижу штабель леса, я уже представляю дом, образ уже сложился в голове. И ко мне приходит некое вдохновение от древесины, от дерева вообще.

Потом прошло много лет, я строил дома, дачи. У меня нет никакой фирмы, ко мне приходят знакомые с просьбой построить дом, и я соглашаюсь.

Но вообще, я всегда придерживаюсь такого взгляда, что человеку все необходимо делать самому. Вот умеешь ты что-то делать, то делай это сам, а если нет, позови помощника, но все равно делай сам, потому что в собственный дом нужно вкладывать свою душу.

Таким образом, можно сказать, что меня вдохновляет природа, деревья. В них я вижу образы, и в соавторстве с природой я их и создаю.

— К какому жанру можно отнести ваше искусство?

— Ни к какому, его просто не существует, оно внежанровое. В мире, по крайней мере, насколько я знаю — а я очень много искал в интернете что-то похожее — не существует ничего подобного тому, что делаю я. И исходя из этого я имею право перед страной и перед народом назвать мою деятельность эксклюзивной. Я принципиально делаю свою композицию из одного ствола дерева.

Мне говорят, что для моих работ требуется художественная оценка специалиста. Я спрашиваю: «Какого специалиста? Кто способен это оценить? Я только что придумал этот вид искусства.» И вот на этом я имею право на свой вид искусства и свою философию.

У меня есть своя личная философия, она называется: «соприче». Это не от слова «сопричастность», а от словосочетания: «СОавторство ПРИироды и ЧЕловека». — «соприче»

А еще у меня целая философия создания. Знаете, маслом может написать любой дурак — их, этих художников, сколько сейчас наразводилось. Но они не производят ничего уникального. Они не приходят в природу, не выращивают жучков, чтобы сделать из них краску.

Художники к этому не стремятся, они не соприкасаются с природой, они идут в магазин и просто покупают краски, а я же работаю в соавторстве с природой. В моих работах минимум обработки. Я ничего не выжигаю, никаких красок, ничего такого нет. Все это создала сама природа.

— Расскажете подробнее о процессе создания работы?

— У меня есть небольшая комната 5 на 6, в ней я раскладываю кусочки, придумываю тему и, если тема не попалась, я ищу ее в спиле деревьев — и никогда ничего не дорисовываю. Природа все пишет сама. Минимум вмешательства. Я лишь посредник между природой и человеком.

На создание картины уходит много времени. От начала того, как древесина появилась и до того, как вышла картина уходит не менее 9 лет. Древесина должна вылежаться, созреть. Это занимает от 6 до 9 лет, потом я ее пилю на множество кусочков и из этих кусочков, как из пазлов собираю то, что я называю картинами. «Волчица» — это моя первая работа. Последняя моя работа — это мой автопортрет.

Технологию создания я изобрел сам. Все придумано мной самостоятельно. Все эти картины сделаны только из березы.

— Получается, вы занимаетесь этим буквально недавно?

— Буквально недавно, да, 4 года. Моя первая картина «Волчица» была сделана в 2020 году.

— Вы делаете картины только из березы или используете и другие виды деревьев?

— Да, только из березы. Такого в мире никто больше не делает: все делается по одному спилу. Разумеется, я добавляю свои какие-то штрихи, но самое главное — это то, что все делается из одного ствола дерева. И все это обязательно на натуральном деревянном холсте.

— Как вы относитесь к критике?

— Смотря какая критика. Если меня будут критиковать, что я мол лезу в город из деревни без стука со своими картинами, то это предвзятость, меня это не устраивает. У каждого свои заморочки в голове.

А если мы говорим о критике моего творчества, то я буду спокоен как удав, потому что это мое. И как это не назови, это останется на совести того, кто это скажет. Я буду спокоен именно потому, что у меня есть великий соавтор — природа. Здесь я не могу говорить лично от себя.


— Для чего вы это делаете?

— Вы знаете, у меня, конечно, есть школьный интерес зарабатывать на этом, потому что создавать 9 лет и просто так расстаться со всем этим, поверьте, не очень хочется.

— Вы обращались куда-нибудь со своими работами?

— Я пытался обращаться со своими работами на различные художественные конкурсы, чтобы там выставляться. Не так давно подобные работы выбирали на ВДНХ. Мой друг выставлялся с берестой — и его взяли в салон союза художников. А я пришел, и мне сказали, мол фигня какая-то. Это не искусство. Я ни в один разряд я не попадаю.

Еще я пробовал беседовать через министерство культуры, спросил у них как я могу записаться, сообщил по телефон, что у меня есть некий продукт, я хочу создать себе рабочее место. Мне ответили: «А зачем Вам?» И в общем мне отказали. Не принял меня министр культуры.

Я заявляюсь на все художественные конкурсы. В Архангельске, в Москве, в Питере. Но мне говорят, что у нас выставляются только молодые художники. Я им говорю: «Ну я молодой художник, мне, конечно, 54 года, но я занимаюсь этим совсем недавно, а следовательно могу считать себя молодым художником. Мне ответили: «нет, вы не поняли. Мы принимаем молодых художников до 18 лет».

Мне нужно, чтобы мое искусство приносило мне доход, но в России никто не знает, что это такое. Мой знакомый мне предложил продавать картины в Арабских Эмиратах, но я отказался, потому что я хочу творить для русских людей, хочу популяризировать свое творчество именно в России. Я патриот страны и хочу, чтобы моя родина была впереди планеты всей.

— Мне кажется, чтобы быть, как вы выразились, впереди планеты всей, как раз таки и нужно продавать за границу. Чтобы иностранцы знали на что способен русский человек. Почему нет?

— Ну это вы так думаете.

— Вы делаете работы на заказ?

— Понимаете, я не ремесленник. Делать работы на заказ я не могу, у меня не пойдет энергия, мне не сделать будет.


— За сколько вы готовы продать одну из своих работ?

— Готов за 9 миллионов рублей. Мне ведь нужно на что-то существовать. Но вообще можно обсудить, торг уместен. Я даже предлагал дизайнерам. Это же очень крепкий материал — береза повислая — она бывает с пороками и без пороков. Она не колется, ничего такого.

Я очень бережно отношусь к дереву, если оно уже было срублено, то необходимо его использовать до конца. И у меня все значительно интереснее, я беру практически гнилое дерево, потому что в спелом дереве нет коричневых, серых и прочих оттенков, которые создают индивидуальный колорит картины.

Со всем этим мне нужен выход на законодательный уровень, чтобы для меня был создан некий закон, и я мог брать любое дерево для реализации, а не только березу повислую. Вот если появится такой закон, я смогу обучать детей своему творчеству, смогу его пропагандировать. Я бы очень хотел найти человека — в том числе с помощью вас — спонсора или кого-то либо еще, человека, который сможет мне помочь организовать собственную художественную студию.

Мне необходимо, чтобы хотя бы в Архангельской области мне можно было просто работать на этом поприще. Я не требую никаких больших доходов. Поработать 2 месяца и заработать, скажем, миллион — и мне его хватит на проживание…

— Вы делаете работы на заказ?

— Понимаете, я не ремесленник. Делать работы на заказ я не могу, у меня не пойдет энергия, мне не сделать будет.

Одну из своих работ я выполнил специально для одного из глав государств (Художник попросил не указывать имя этого человека). Я думал, он заедет на чай, и я ему покажу эту самую работу, но он так и не приехал…

***

Нам остается только надеяться и верить, что этот человек все-таки приедет к нашему герою и молодой художник наконец-то получит свое признание, и его работы будут украшать галереи кремля целые столетия.