Режиссер: Майкл Китон

В ролях: Аль Пачино, Майкл Китон, Марша Гей Харден и другие.

Премьера 4 апреля 2024 года.

В очередной раз доверчивый автор рецензии повелся на русскую адаптацию названия и подумал, что в прокате появилось кино по мотивам знаменитой игры про наемного убийцу. От ленты с названием «Хитмен. Последнее дело» не ждешь ничего, кроме истории про лысого киллера со штрих-кодом на затылке.

Опять русские локализаторы обманули зрителя, побоявшись назвать фильм «Нокс уходит», ведь кому интересен Майкл Китон на обложке, лучше сделать пустую отсылку к знаменитой серии игр, мало ли какой-нибудь залетный фанат не прочтет описание и принесет лишнюю копейку.

Впрочем, в данном случае не расстроятся ни зритель, ни прокатчик, ведь в режиссерском кресле и в главной роли «Knox Goes Away» прописался Майкл Китон, а мы еще по «Бердмену» помним, что на первом плане это лицо неспособно родить нечто несмотрибельное.

«Knox Goes Away» — это довольно милый фильм с большой долей самоиронии и смехом над страшноватыми вещами.

Джон Нокс — стареющий профессиональный киллер, у которого нелады с памятью. С самого начала фильма его Альцгеймер находится на серьезной стадии. Он не может запомнить свой заказ в кафе, заказывая кофе по нескольку раз за 5 минут. Болезнь Нокса прогрессирует настолько быстро, что до полноценной деменции ему остается меньше месяца. Никакого лечения не существует, так что нужно срочно завершать все свои дела и оформляться в дом престарелых.

На очередном заказе Джона настигает очередной приступ и он убивает своего давнего напарника, понимая, что мозг совсем перестает работать. И как раз после этого к нему в дом заявляется сын, которого Нокс не видел много лет. Сын весь в крови, его трясет, он заявляет, что только что зарезал человека, который познакомился в интернете с его 16-летней дочкой и сделал ей ребенка. Родственник умоляет: «Папа, сделай что-нибудь». Папа соглашается и изо всех сил старается помочь сыну быстрее, чем окончательно забудет его.

Как вы могли догадаться, «Knox Goes Away» фильм не про экшн, а очень точное кино про деменцию. Она одолевает героя на наших глазах, и мы даже не столько по репликам, сколько по движениям бровей актера понимаем, что мозг начинает ему изменять.

Да, по действиям героя понятно, что с головой у него не все в порядке. То он принимает свою любимую проститутку за бывшую жену, то не может вспомнить простое слово, то забывает отточенные годами движения.

При этом гораздо чаще можно заметить, что приступ пришел именно по игре Китона. Пусть рот его закрыт, но взгляд то и дело наполняется страхом непонимания окружающего мира. Ни с того ни с сего движения главгероя приобретают особую плавность, Нокс как будто боится сделать следующий шаг, не зная, чем это грозит.

Деменция усиливается из-за постоянно давящей ответственности за судьбу семьи. Джон все еще способен прописывать детальные планы операций, но не может вспомнить детали, поэтому приходится импровизировать.

Помогает ему давний приятель-вор в исполнении Аль Пачино и наблюдать за дуэтом двух великих актеров — сплошное удовольствие.

Чтобы герою было попроще, часто ему на помощь приходит сценарист. Когда требуется, полиция едет слишком долго и проявляет минимум бдительности, а противники могут бежать пешком на пистолет, но все эти недочеты не раздражают и легко перекрываются драматической составляющей.

Порой кино становится откровенно мрачным. Страх персонажа, не понимающего кто он и где он, можно легко переложить на себя (ведь всех нас ждет что-то похожее). Сценарист добавляет в повествование «нормальных» людей, которых злят тупняки Нокса и они ни за что не войдут в его положение.

Однако каждая тяжелая сцена в итоге разбавляется либо шуточкой, либо милым моментом, ведь «Knox Goes Away» — это кино про надежду.

Боевик про героя с проблемами с ментальным здоровьем — это не что-то новое («Мементо» Нолана вышел 24 года назад), но у Китона получился по-особенному человечный фильм. Глядя, как главный герой воспринимает свою страшноватую болезнь, нельзя не улыбаться вместе с ним.

В конце концов, что-то похожее сейчас происходит с Брюсом Уиллисом и можно легко представить историю, рассказанную Китоном, если бы герои Уиллиса были бы реальны.

18+

Александр Губкин.