Режиссер: Илья Казанков.

В главных ролях: Антон Шагин, Виталий Кищенко, Сергей Горобченко, Алексей Шевченков, Александр Михайлов, Надежда Маркина.

Премьера 14 марта 2024 года

В очередной раз телевизор призывает россиян лицезреть «картину, которую должен увидеть каждый», «самый честный и правдивый фильм» от телеканала «Россия». Правдивость показанного мы обсуждать не беремся, но называть ленту «Позывной Пассажир» зарождающейся классикой и посоветовать его посмотреть язык поворачивается с трудом.

«Позывной» — это государственное кино в самом прямом смысле этого слова. Больше двух третей бюджета выделило именно государство и основная часть этих денег, похоже, потеряна безвозвратно. На текущий момент из 351 миллиона рублей отбилось только 57 миллионов и что-то подсказывает, что в будущем эта цифра вырастет не сильно.

Поскольку большую часть производства этого «шедевра на века» оплатили россияне, то и спрашивать с создателей следует по полной. Имея в качестве рекламной площадки один из главных федеральных телеканалов, надо полагать, авторы не сильно тратились на продвижение своего творения, поэтому по идее все деньги должны были уйти в производство.

К слову об авторах. Снимать кино об одной из главных трагедий прошлого десятилетия пригласили молодого режиссера дешевого сериала «Гадалка» и чуть более дорогой многосерийной комедии «Погнали», актера — Илью Казанкова.

Собственно, Казанков сделал ровно то, чему обучен — снял полуторачасовую серию сериала, с соответствующим уровнем сценария, актерской игры и эффектов.

Нехитрый сюжет рассказывает историю молодого писателя с мажористыми повадками Николая Рябинина. На создание экспозиции авторы много времени не потратили: за первые две минуты нам показывают тусовку в одном из московских клубов, склейка и похмельный герой узнает, что его мама попала в больницу, а брат пропал где-то на восставшем Донбассе.

На дворе 2015-й год, все главные события уже произошли, а Рябинин до сих пор не в курсе, что его брат воюет. Позицию главгероя объясняют буквально одной фразой: «Это другая страна, пусть сами разбираются». Эта тирада обрывается громким «Заткнись!» со стороны отца, склейка и вот Николай уже катается по донецкой земле в поисках родственника.

Понятно, к кому хотели обратиться авторы, кому адресован их посыл — таким же клубным мажорам, которые жизни не видели, а мнение имеют. Проблема в том, что сценаристы работают настолько топорно, что подействовать их истории могут только на какую-нибудь бабушку с пятью каналами в телевизоре.

Прямолинейность и пошлость образов — характеристика, подходящая для всего фильма. Складывается ощущение, что за повествование отвечала нейросеть. Например, герой прибивается к батальону «Аврора». Бойцы этого подразделения — живая реклама интернационала: чеченец, тунгус, бурят, русский и, внезапно, серб. Даже советские кинематографисты во времена застоя не позволяли себе работать настолько в лоб. Создатели же этой ленты похоже не признают в своих зрителях даже зачатков интеллекта, не позволяя себе и намека на иносказание или самую примитивную метафору.

Образ врага нарисован настолько густыми и жирными черными чернилами, что невольно вызывает улыбку. Противник здесь — это матерящийся мародер со свастикой во всю грудь, ворующий курей и убивающий детей. Даже после смертельного ранения он готов вцепиться в главного героя и разорвать его зубами. Звери, одним словом.

Впрочем, подача материала — далеко не главная проблема «Позывного». Актерская игра — отдельная прелесть. На фоне людей с профессиональным актерским образованием, грешно докапываться до детей, поэтому просто отметим, что несовершеннолетние артисты просто проговаривают свои реплики, глядя в камеру.

Те самые русский, чеченец, тунгус, бурят и серб — второстепенные персонажи настолько, что реплик им практически не досталось. Они выполняют роль массовки и вступают только, когда сцену нужно дополнить каким-нибудь диалогом. Свои слова они тоже проговаривают без особых эмоций, но за счет пафоса их речей какой-никакой окрас в них появляется. В основном, бойцы рассказывают, как убило кого-то из их товарищей или философствуют на тему «за что воюем».

Прописаны они настолько стереотипно, что подобный ход в Голливуде назвали бы расизмом. За этим набором национальных клише совершенно не видно живых людей, только собирательные образы.

По законам сериального жанра, в отряде есть предатель, которого вычисляешь еще до того, как он откроет рот. Лысый, грубый мужик в куртке, похожей на НАТОвскую, в очках-авиаторах, с сигаретой и золотыми зубами — интересно, положительный ли это персонаж? Но даже в герое-иуде нет никакой интриги. Свое гнилое нутро он выворачивает, едва появляется в кадре.

Но главная жемчужинка актерской труппы — исполнитель главной роли Антон Шагин. Более безэмоционального создания тяжело себе представить. Его лицо одинаково каменное, что под бомбами, что во время первого убийства, что при виде красивой девушки. Лицо, запечатленное на афише будет преследовать вас на протяжении всего фильма. Слава Богу, во втором акте главный герой вообще валит куда-то за кадр и появляется только ближе к концу.

Пожалуй, единственный, на кого можно смотреть без слез — Виталий Кищенко в роли отца-командира добровольцев. Ему и персонаж достался достойный, и отыграл актер старой школы на уровне, хоть и не вышел за рамки образа, привычного по его прошлым ролям.

Визуал «Позывного» хочется обозвать «трагично-сериальным». Судя по всему, на все проекты у «России-1» есть одна съемочная бригада и свои навыки она развивать не торопится. Если зритель видел хотя бы один многосерийник с этого канала, то он представляет, какой фильтр применялся на съемках «Позывного».

Оператор освоил только съемки проходок и вздымание камеры из поля одуванчиков к яркому солнцу. На крупных планах он режет головы героев пополам, во время динамичных сцен его трясет, как лист осиновый. Когда приходится снимать группу более чем в 5 человек, в кадр нет-нет, да и залетит чья-нибудь рука или кусок платья.

Больше 20 лет назад в кинотеатрах крутили «Русский ковчег» — наш фильм, снятый одним дублем, без склеек и переходов. В 2024 году «Россия-1» выпускает набор статичных кадров, грубо склеенных в нечто единое. Операторов «Пассажира» словно приковывают цепями к одной точке. Динамичные сцены снимаются с нескольких стационарных позиций, а после монтажер пускает кадры с разных ракурсов один за другим. Смотреть такое тяжеловато чисто физически.

В финале рецензии предлагаем посчитать чужие денежки, которые еще недавно были налогами россиян. Понятно, что по современным меркам 351 миллион рублей — не такая большая сумма для полноценного фильма, но и маленькой её назвать не получается. Да, «Первый канал» за эти гроши даже с дивана не встанет, но замечательная лента «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» стоила всего 25 миллионов, а выглядит гораздо дороже.

За 4 миллиона долларов создатели «Позывного» смогли арендовать 1 УАЗ, 1 КамАЗ, 1 танк, 1 БТР, 1 пушку, вырыть одну траншею и немного вложиться в пиротехнику. Никакой графики от «России-1» ждать не стоит. Всё по старинке — взрывпакет, слабый бабах и море дыма. В итоге мы имеем лёгонький заряд, которому поручено сыграть мощную авиабомбу. Получилось у него не очень.

При таком технопарке ни о каком эпике и речи быть не может. Самые динамичные сцены отведены самолетам. Судя по всему, у создателей не получилось уговорить летчика совершить больше трех пролетов, поэтому одни и те же трясущиеся кадры они используют несколько раз.

С массовкой или батальными пасторалями тоже не срослось. Во всем фильме нет буквально ни одного момента, где на площадке собиралось бы больше 20 человек. Как правило, их гораздо меньше. Почти все события разворачиваются в пределах одной деревушки, иногда перемещаясь в лес или в поле.

Все снимались буквально «в своем», поэтому на костюмы или грим затраты вышли тоже небольшие.

«Позывной Пассажир» на 250% состоит из идеологии и агитации, а она, как известно, оплачивается по двойному тарифу.

Посыл здесь очень агрессивный, авторы не знают значение слова «полутона», поэтому всё тут либо очень черное, либо ослепительно-белое. В какой-то момент эти люди доснимались до того, что сделали из маленьких детей убийц, пусть и понарошку.

Фильм включили в программу «Пушкинская карта», то есть рекомендовали несовершеннолетним. Решение сомнительное, поэтому предупредим: в «Позывном» есть изнасилования, обгорелые лица, издевательства над пленными и легонькая постельная сцена.

Произведение «России-1» очень напоминает другое кино на ту же тему — «Солнцепек» от Пригожина. В ленте 2021 года тоже всё очень дешево, стройный сюжет тоже отходит покурить, его величество единственный миномет на всю украинскую армию выводит лишних персонажей из повествования почем зря, агитка точно так же превосходит здравый смысл. Но есть у «Солнцепека» одно положительное отличие.

Пригожин снимал свое кино за свои деньги, поэтому мог развлекаться, как угодно. А вот создатели «Позывного Пассажир» первым делом пошли в «Фонд Кино» и без конкурса получили госденьги, мотивируя требования важностью поднятой темы.

Тема-то важная, тяжело не согласиться. Снимать про конфликты 2014-го и 2022 годов действительно нужно, но неплохо было бы разбавить данные творения хоть капелькой таланта. Те же «Лучшие в аду» или «20/22» тоже звезд с неба не хватают, но смотрятся достойно и, о ужас, стоят куда дешевле. С посылом этих двух фильмов можно спорить, но при их просмотре не хочется закрыть лицо руками от стыда за увиденное.

В случае с лентой «Позывной Пассажир», афиша — самое красивое, что вам покажут.

16+

Александр Губкин