Пряничный музей, расположенный в самом центре Архангельска, уже многие годы принимает у себя гостей со всех уголков России, и популярность его с годами только возрастает. Кто же за всем этим стоит, в чём секрет такой популярности северного пряника — козули? Об этом расскажет владелец пряничного музея Юлия Попова.
— Я родилась в Архангельске, в обычной семье. Моя мама работала медсестрой, папа — лётчиком. Мама увлекалась краеведением, и нас приучила к путешествиям. Я с детства занималась фигурным катанием, кандидат в мастера спорта. Поступила в физико-математическую школу, окончила физмат, потом поступила в университет, на факультет журналистики, работала на телевидении. У меня есть муж и 2 ребёнка. Сейчас у меня свой пряничный проект, частный музей и пряничная мастерская.
— Что вас вдохновило заняться пряничным творчеством?
— На самом деле тут сыграло множество факторов. В журналистике я работала вместе со своим супругом, что, на мой взгляд, было неправильно. Если близкие люди работают на одной работе — конфликтных ситуаций не избежать, но каким-то образом нужно было из этого искать выход. Необходимо было кому-то сделать шаг в сторону — и это сделала я.
Помимо всего прочего, на телевидении мне стало невыносимо скучно, работа однообразная. У меня появился выбор между телевидением, свободным творчеством и преподаванием в САФУ. Некоторое время я работала на трёх работах. Сначала ушла из САФУ, а потом из журналистики. Вот я и осталась в пряничном деле. Я поменяла одну жизнь на другую и сейчас ни о чём не жалею.
— Вы счастливы?
— Да, абсолютно.
— У козуль, как и у многих других традиций, существует своя история. Не могли бы вы нам вкратце поведать её?
— У козуль многовековая история, в которую погрузиться за три минуты невозможно, поэтому приходите на экскурсию, но попробую вкратце.
Козули — это обрядовая выпечка севера России. Она появилась давным-давно, когда ещё не было гаджетов, телефонов и электричества. Первые фигурки делали из ржаной муки, соли и воды. Лепили их в виде животных: птички, коники, барашки, козочки. Эта выпечка была прежде всего обрядовой, такие фигурки ставились в уголках изб, около икон, это был своего рода обряд жертвоприношения, таким образом задабривали богов. Козуля представляла собой хлебную скульптуру, которую стали называть в честь главного животного, дающего молоко, — козы.
Время менялось, строились города, появились специи, со временем были построены знаменитые немецкие гостиные дворы — возможно оттуда пришла новая выпечка — появились сахарные заводы. Таким образом появился новый вид выпечки, который просто перенял старое название «козуля». Но он уже заимел плоские формы, более чётко выраженный силуэт и роспись тонкого сахарного жгута. Изделие приобрело тёмный цвет, который получается за счет пережжённого сахара. Вот такая преемственность.
— Выходит, что «козуля» — это исконный поморский десерт?
— Существует несколько точек зрения. Первые козули всё-таки появились на Терском берегу Мурманской области. Но ранее — ещё до советского периода — это была территория Архангельской губернии, поэтому я считаю, что мы можем полноправно называть Архангельск родиной козуль. Мурманчане также считают себя родиной козуль, потому что территориально сейчас Терский берег — это часть Мурманской области.
— Расскажите подробнее о том, что происходит в пряничном музее.
— У нас многопрофильный проект. Все началось в 2010 году, когда я открыла первую на тот момент пряничную мастерскую в Архангельске. Было очень много людей, которые пекли козули на дому, но я стала модницей, которая из домашних условий превратила выпечку в мини производство.
Все хозяюшки выпекали козули на дому, а я открыла мастерскую, наняла людей, начала платить налоги, через лабораторные испытания получила сертификат качества. Со временем я поняла, что одной пекарни недостаточно, поэтому теперь у нас целый пряничный музей.
К нам приезжает много туристов из других городов России. Наш сувенир интересен именно тем, что его можно сделать своими руками и что он съедобен. Гастрономический туризм сейчас вообще очень хорошо развит, людям уже надоели эти бесконечные магнитики. К нам приходят активные люди, которые часто путешествуют — будь то командировки или просто в гости к друзьям, — и они выпекают пряники, приводят своих друзей на экскурсию, которая называется «От козули до пряника», где мы рассказываем об истории нашего родного города через пряники: как они появились здесь, как они связаны с первым портом России и так далее. После выставки гостей ждёт увлекательный мастер-класс по изготовлению пряника.
— Почему вы решили заниматься именно козулями, а не другим поморским народным творчеством?
— Все очень просто. Это связано с моей семьёй. Моя мама помимо того, что работала медсестрой, любила путешествовать. Во время одной из экскурсий она увидела в селе Ломоносово Холмогорского района холмогорскую козулю и стала изучать историю козули. Она так увлеклась историей холмогорской козулей, что это стало делом её жизни. Со временем она стала настоящим профессионалом в этом деле и получила звание «Народный мастер России».
Открыть пряничный музей было её мечтой, но тогда она не знала всех необходимых механизмов, которые позволили бы ей это сделать. Можно сказать, что я продолжаю семейное дело. Но в детстве печь козули мне никогда не нравилось.
— А вашим детям нравится печь козули?
— У них нет выбора (смеётся, — прим. ред.). Им нравятся козули. Они с самых молодых лет мне помогают в этом.
— В современном мире популярность козуль не исчезает?
— По моей оценке — нет. Но, разумеется, мир меняется, меняется жизнь, и необходимо соответствовать. И очень важно: я не говорю о том, чтобы постоянно подстраиваться под быстро меняющийся мир. Вовсе нет.
Во время пандемии мне предложили выпекать «значок ковида», но я не стала этого делать, поскольку печь на потребу дня я не готова. И я думаю, что пряничное творчество до сих пор востребовано как раз потому, что мы придерживаемся традиций. Ведь это наша история, а как можно не уважать свою историю?
— В какие месяцы у вас больше всего гостей?
— В основном — летом, в период отпусков — также летом, но в Новый год посетителей особенно много, как в метро в час пик. Из Москвы, из Питера все едут за новогодним чудом, за северной сказкой, и мы дарим людям эту сказку.
Беседовал Владислав Митихин