Режиссер: Алексей Нужный

В ролях: Тихон Жизневский, Валентина Ляпина, Юлия Пересильд, Ирина Горбачева, Сергей Бурунов, Мария Аронова, Константин Хабенский.

В прокате с 1 января 2024 года.

Для тех, кто все прошлое десятилетие ругал «Marvel» и «Disney» за то, что они своими супергероями как-то не так воспитывают наших детей, с 2023 года должна наступить эра счастья. Наконец-то все, кто годами вопрошал: «А чем наши герои хуже?» — должны быть на седьмом небе от планов нашего кинематографа.

Ящик Пандоры, открытый современным Чебурашкой», впустил в наш мир волну ремейков классики советской мультипликации. Уже анонсированы переиздания «Домовёнка Кузи», «Винни Пуха», «Гостьи из будущего», «Летучего корабля», а совсем недавно нам пообещали еще и новую версию «Возвращения попугая Кеши» с Никитой Кологривым, запомнившимся стране по роли приблатненного районного гопника из «Слова пацана».

Причем, седлают набирающую силу волну ребутов люди, привыкшие зарабатывать на зрителях, не замеченные ранее в стараниях из-за любви к искусству. Известно, что «Кузю» поставит не нуждающийся в представлении Сарик Андреасян, а «Попугая Кешу» снимет автор дешевых комедий и телесериалов — Олег Асадулин.

Пока кинотеатры не накрыло лавина из попыток повторить успех «Чебурашки» (кстати, у него тоже скоро выйдет сиквел), рассмотрим причину предновогодних ночных кошмаров россиян — ремейк «Бременских музыкантов».

Когда трейлер будущего фильма только вышел, русские люди сначала перекрестились сами, а после и экраны. Жуткие маски любимых в детстве Осла, Кота, Пса и Петуха больше напоминали личины из фильмов про маньяков, чем детскую сказку. Впрочем, больше ничем трейлер заинтересовать не смог и фильм без особенной шумихи прокатился по кинотеатрам в новогодние праздники.

Едва увидев антропоморфных зверей, существенная часть Интернет-аудитории немедленно записала новых «Бременских музыкантов» в категорию фильмов недостойных внимания, но, между прочим, у ленты был шанс стать чем-то достойным. Снял его Алексей Нужный, который начинал с комедии про любовь женщины и петуха, приложил руку к сериалу «Ольга», чем заслужил личный котел в Аду, но при этом он же снял душевные «Громкую связь» и «Обратную связь».

Не будем тянуть кота за хвост и сразу скажем — Интернет снова оказался прав. Человек, помнящий оригинал, ничего не потеряет, если проигнорирует ремейк, а те, кто до сих пор любят мультик 1969 года, могут лишиться многих нервных клеток.

Авторы решили сильно расширить лор сказки братьев Гримм и начали повествование с детства Трубадура. Теперь юный зритель знает, что беловолосый певец в красном костюме остался сиротой в раннем детстве, прибился к беспризорникам и познакомился с атаманшей разбойников еще в мальчишестве. Вместе они грабили честной люд, за что Трубадур нормально так отсидел на малолетке, будучи пойманным Сыщиком.

В мультике у Трубадура не было мотивации, пока он не влюбился в Принцессу с первого взгляда, но в ремейке повзрослевший музыкант откидывается с зоны и идет спрашивать с атаманши за поломанное детство. Как-то так начиналась «Бригада», но создатели переиздания смогли добавить уголовную эстетику и в детскую сказку. На этом ассоциации с тюремным миром не заканчиваются и скоро вылезут наружу.

Вместо разбойников главный герой встречает квартет говорящих зверей. Сильно пугается их вместе со зрителем, но быстро находит общий язык и вступает в группу в роли вокалиста. Тут поклонники советской версии узнают, что, спустя годы, Кот стал Кошкой (привет «Disney»), да и характеры остальных музыкантов тоже претерпели изменения.

Например, Пес из спокойного и немного печального бассетхаунда превратился в озорную лайку. Персонаж по настроению стал больше походить на Шарика из «Простоквашино», зато обрел мотивацию — ему во что бы то ни стало нужен хозяин. Пес хочет подчиняться и всячески заискивает перед Трубадуром, желая получить команду.

Кошка — типичная кошка. Говорит мурлыкающим голосом, делает вид, что гуляет сама по себе, но на самом деле жить не может без друзей.

Осел тут за местного дурачка и комичного персонажа.

Петух же, внимание, стесняется того, что он петух. В оригинале птиц в роговых очках наоборот кичился своим стилем, выставлял грудь вперед, одним словом — петушился. Видимо, со временем нравы изменились, и за кадром Трубадур пояснил Петуху, что с такими как он делали в королевской темнице.

Трубадур превратился в очень легковерного парнишку. Годы за решеткой ничему его не научили и весь фильм он поддается манипуляциям то Принцессы, то Короля, то Атаманши, то Сыщика. Причем, каждый раз, когда обман вскрывается, главный герой искренне негодует, но никаких выводов для себя не делает.

Новые костюмы животных, да, поначалу пугают, но к ним быстро привыкаешь. Смесь живого грима, аниматроники и графики сделали зверей очень натуралистичными, но лишили эмоций. Дабы было понятно, что испытывают герои, Псу, Коту, Петуху и Ослу приходится активно жестикулировать, словно клоунам в цирке.

Поменяли и места зверей в группе. Пес сменил Петуха на ударных, бас отдали Ослу, Кошку поставили за клавиши, а Петуху вручили гитару, Трубадур на вокале — тут без изменений. 

Впрочем, в вопросе раскрытия персонажей оригинальный мультик тоже не слишком преуспел. Многие линии авторы ремейка выдумали с нуля и написали, как умели. Не за гениальный сюжет мы любим тех самых «Бременских музыкантов», а за шикарные песни.

С музыкой в новом фильме все не так однозначно. Главным композитором значится Максим Фадеев, что плохо, но записи проходили при участии композитора оригинала Геннадия Гладкова, что хорошо.

В итоге мы имеем очень даже неплохо переписанные старые композиции и ряд новых треков, которые без крови из ушей слушать тяжело. Например, песня королевской охраны спета ничуть не хуже, чем 64 года назад, а дуэт Короля и Принцессы — вовсе лучшая часть фильма.

На их фоне песни Фадеева смотрятся очень блекло. Во-первых, великого композитора до сих пор не могут оторвать от рояля, поэтому абсолютно все его аранжировки на 70% состоят из клавишных.

Во-вторых, это просто очень слабая попса. В фильме есть музыкальный номер на 5 минут, где Песик поет «гав-гав», Кошечка — «мяу-мяу», а Петушок — «ку-ка-ре-ку» под саундтрек, оставшийся от Стаса Михайлова. А еще, теперь в «Бременских музыкантах» есть рэп. Смиритесь.

Ради песен от Максима Фадеева пришлось выкинуть пару оригинальных композиций. Например, «Баю-баюшки-баю» вы в ремейке не услышите.

«Луч солнца золотого» или «Песенку друзей» современные музыканты перепели неплохо, но все их старания вместе взятые не стоят и толики таланта Олега Анофриева, спевшего в свое время и за Трубадура, и за атаманшу, и за охранников с разбойниками. За всех, кроме Принцессы и Осла. Никто из актерского состава не Муслим Магомаев, поэтому, как не старайся, а спеть лучше оригинала не выйдет.

Но есть у фильма и 3 неоспоримых плюса.

Окружающий мир нарисован действительно по-сказочному. Горные пейзажи, город Бремен, замки и дворцы — все это выглядит живым и не напоминает декорации. Персонажи порой выбиваются из общей картинки, но и в оригинале хипари в средневековом замке смотрелись несколько вычурно.

Второй и главный плюс — Сергей Бурунов в роли Короля. Он и внешностью, и голосом очень похож на мультяшного правителя, а роль жеманного, комичного и взбалмошного монарха у Бурунова получилась замечательно. Сцен из дворца ждешь сильнее, чем музыкальных номеров (или титров). Если кто и станет любимцем юных зрителей, сходивших на новых «Бременских музыкантов», так это Король, а не Трубадур.

И третий — Мария Аронова в роли атаманши. Этой актрисе на роду написано играть боевых теток и в этот раз она справилась достойно. Жаль, что разбойники — далеко не Трус, Балбес и Бывалый, но лидерша банды вполне тянет за всех.

К сожалению, остальные актеры играют слишком плохо даже для детского фильма. Порой на экране Кошка или Осел смотрятся куда выгоднее Принцессы. Новые песни не станут хитами никогда, а старые раньше были лучше. Дополнительное прописывание персонажей ни на что особенно не влияет, ведь второстепенные арки занимают минут 20.

Новые «Бременские музыканты» заслуживают внимания только в том случае, если вы испытываете слишком большой интерес увидеть, как в очередной раз поиздевались над нашим детством.

В этот раз поиздевались несильно, но осадочек остался.

6+

Александр Губкин.