На сайте президентского фонда культурных инициатив в списке победителей есть один занимательный проект родом из Няндомского района под названием «Хор да рэп-фольклор». Авторы идеи обратились к государству за финансированием, чтобы воплотить в жизнь симбиоз нового молодёжного музыкального жанра «рэп» и репертуара Шалакушского народного хора. 

Стоимость творческого порыва составляет 3 миллиона 580 тысяч 799 российских рублей и 15 копеек. 

Чтобы оправдать необходимость выделения средств, составители заявки одновременно упирают на дремучую древность своего населённого пункта и необходимости правильно воспитать молодёжь, которая до сих пор остаётся в Шалакуше. Отдельно веселят графы «Обоснование» и «Общественная значимость». 

В последней сказано, что Шалакуша существует на русской земле аж с XVII века, а тому самому хору скоро исполнится 85 лет. В честь этой знаменательной даты и было решено слить воедино речитатив и народные распевы. Дабы придать важности культурному проекту, заявители неоднократно ссылаются на социологию, которая, по их мнению, показала, что не помнят современные дети родной истории, не тянутся к корням, всё своих Инстасамок в наушниках гоняют и не хотят слушать поющих старушек. А Шалакушинский хор, между прочим, является местным культурным кодом, и если бы не он, то все нравственные устои давно пошли бы прахом. 

Якобы более 80% опрошенных, о ужас, не могут назвать ни одного фольклорного коллектива из Няндомского района. 

Мало того, что социология состоит из опросов «ВКонтакте», где проголосовало 166 (!) респондентов, так ещё и недоступна. Ни одна ссылка из заявки не открывается, выдавая ошибку.

Кто проверял эту заявку? Неужели грант выписали за сам факт наличия кокошников и правильных слов о воспитании детей?

Обоснование проекта составлено чиновничьим языком, возведённым в абсолют. Читающий должен цепляться за ключевые слова вроде «сохранение традиций», «популяризация истории», «малая родина», «молодёжь», «концепция»:

«Традиции, обычаи, интонации каждой отдельной местности составляет свой фольклорный диалект и в настоящее время, как никогда, нуждается в сохранении — и на уровне фиксации, и на уровне популяризации. Кроме этого, основная целевая аудитория — молодежь, на которую нацелен наш проект, под влиянием и позитивных, и негативных факторов глобализации, часто теряет связь с малой родиной и перестает отождествлять себя с родными истоками».

Что такое «сохранение на уровне фиксации и на уровне популяризации», пусть разбираются филологи. На деле же организаторы наберут группу детей, прокатят их по местным деревням, а потом загонят в «школу рэпа», где будут учить семплировать записи выступлений хора. Потом из полученного запишут альбом и поедут демонстрировать его в 3 города. 

На таких условиях не согласится работать ни один продюсер. Любой лейбл попросит от исполнителя хотя бы один пример его творчества, но это бездуховный шоу-бизнес. С государственными деньгами, оказывается, всё куда проще: достаточно честных и правильных слов и считай миллионы уже в кармане. 

Отметим, что в коллективе Шалакушского хора уже есть смена из молодых учеников, а ветераны коллектива ещё Сталина застали. Судя по записям выступлений, репертуар за последние 85 лет не сильно менялся. Из года в год зрителям поют те же «люли-люли» и прочие «выйду к милому на полянку», а теперь на это всё собираются наложить бодрый биточек и выпустить какого-нибудь юнца в штанах-трубах. 

В конце обоснования авторы смело заявляют:

«Проект позволит целевым группам, принимающим в нем участие задуматься о том кто мы, где мы живем, каковы наши истоки и повысят осознанность в вопросах самоидентичности и принадлежности».

Откуда такая уверенность в успехе — неясно. Может быть, за последние 20 лет молодёжь действительно изменилась, но, ставя себя на место современного 14-летнего школьника, хочется назвать всё это кринжем, побыстрее отбыть повинность на экскурсиях, прогулять «школу рэпа» и побыстрее уйти играть в «Фортнайт».

Конечно, преждевременно судить творческие порывы, не видя результата, но что-то подсказывает, что почти 3,6 миллиона будут просто выпущены в воздух. Сообщество Шалакушского хора в «ВК» не набирает и 5 сотен подписчиков, а подавляющее их большинство — женщины в возрасте. 

И потом, вряд ли чему-то модному и полезному могут научить детей люди, которые в 2023 году благодаря соцопросам выяснили, что «музыка рэп», оказывается, популярна у молодёжи. Те, кто собирается «вовлекать подростков в творческую лабораторию изучения „близкого“ для них жанра рэпа», извините, не шарят за культуру.

И раз у на то пошло, хард-рок куда лучше ложится на народные мотивы, чем хип-хоп. Metallica, AC/DC, Nirvana, Rammstien и другие мировые рок-коллективы еще в прошлом веке записали акустические альбомы с классическими инструментами и разными хорами на подпевках. Есть даже отдельный жанр — фолк-метал, специализирующийся именно на народных мотивах разных стран, в том числе и российских. 

А рэперы? Таких примеров наша редакция не знает. Может быть, читатели помогут вспомнить хоть одного читаря, записавшего трек с каким-нибудь народным хором?