Режиссер: Валерий Переверзев

В ролях: Александра Вознесенская, Василий Карпенко, Владимир Торсуев, Юрий Торсуев, Александр Донской и другие.

Премьера 31 января 2024 года.

Никто не будет спорить, что название очень важно для любого произведения искусства. Хорошие названия становятся вишенкой на торте, врезаются в память и в дальнейшем вызывают плотную ассоциацию с конкретным творением.

Когда имя начинает перетягивать одеяло на себя и без него работа теряет большую часть смысла — уже тревожный звоночек. В кино кричащее название как правило скрывает под собой крайне посредственные вещи, у авторов которых хватает креатива только на заголовок.

Фильм «Брат 3» — идеальный пример картины, которая без своего названия не нужна никому. Да, глаза вас не подводят, в России действительно сняли третьего «Брата» и нет, он не имеет ничего общего с дилогией Балабанова.

Имя данной ленты — это единственное, что у нее есть. Из-за него фильм режиссера-дебютанта Валерия Переверзева попадает в новостные ленты, из-за слова «Брат» зритель идет в кино хотя бы из любопытства посмотреть, как современники оттаптываются на его юности. У дебютной работы нет цели принести авторам горы денег, но с задачей прославить начинающего творца Переверзева картина пока справляется отлично.

Из-за наименования кино чуть не лишилось прокатного удостоверения. В Минкульте наконец-то занялись делом и около месяца просили творцов не вводить аудиторию в заблуждение и именовать свое произведение как-то иначе, но к началу зимы режиссер с гордостью написал в своих соцсетях о том, что название удалось отстоять, а прокатное удостоверение — получить.

На всем этапе производства какое-нибудь издание нет-нет, да и спрашивало у Переверзева, что он там снимает. Творец заявлял то прямое продолжение балабановских «Братьев», то говорил обратное, но ближе к премьере назвал свой фильм «идейным продолжением», что бы это не значило.

Афишей и буквой «Т» в форме крестов авторы примазываются к «Крестному отцу», динамичным вступлением в сепии — к Гаю Ричи, но эти отсылки не режут глаз так, как знаменитый вопрос, перевернутый задом наперед. На фоне белой простыни главный герой встанет напротив режиссера и, пафосно закуривая, спросит: «Цыган, в чем правда?», а Переверзев ответит: «В силе».

Если вы до сих пор не побежали скупать билеты, вот пара способов выработать у себя дополнительный стимул к просмотру третьего «Брата»: нужно любить свою шизофрению и быть родом из Архангельска. Психическое расстройство поможет разобраться в диалогах персонажей, а регистрация в столице Поморья подтолкнет купить билет и увидеть любимого бывшего мэра города Александра Донского на большом экране.

Помимо Донского в «Брате 3» снялся рэпер Птаха. Фанаты данного исполнителя (кто вы?) будут приятно удивлены кумиру в главной роли, но, к сожалению, уснут на середине, ведь это еще и артхаус, прости Господи. Остальные подумают: «Какой рэпер, такой и фильм» и будут правы.

Для того, чтобы лицезреть творчество Переверзева, даже из комнаты выходить не надо. Вдумайтесь, по сети гуляет экранка с премьерного показа в Санкт-Петербурге и авторы, похоже, не прикладывают никаких усилий для блокировки незаконной копии.

Во время просмотра мы узнаем, что «Брат 3» — это сборник криминальных новелл, формально объединенных сюжетом, но очень тяжело сходу найти что-то общее между историей любви генеральской дочки и уличного художника, жизнью дворовых бандитов, молчаливых милиционеров и сексуальными игрищами с мягкими игрушками.

В кино есть порядка 6 сюжетных линий и, мало того, что большая часть не пересекается между собой, так они еще и показаны вразнобой. Одна новелла вклинивается посреди предыдущей, потом зрителя переносят в третью, и так весь фильм. Легче всего воспринимаются линии Птахи и милиционеров, ведь последние практически ничего не говорят, просто катаются по городу и долго-долго смотрят в камеру.

Глядя на итоговый результат, авторы поняли, что запутались сами и добавили закадровый детский голос, объясняющий, что происходит на экране.

Впрочем, слово «долго» подходит всему «Брату 3». Лента идет больше двух часов, но большая часть хронометража ничем не заполнена. Понятно, что раз создатели причислили свою работу к артхаусу, то зритель должен быть готов воспринимать смыслы через визуал, но Переверзев часто просто тянет время, показывая крупные планы актеров во время диалога. Репликам героев здесь натурально радуешься: паузы между фразами порой достигают неприличных размеров и отдельное разочарование заключается в том, что персонажи по большей части несут или обычный пафосный бред или читают стихи Бродского и Ахматовой.

Причем пафосный бред проговаривается с абсолютно каменными лицами. Из всего актерского состава старается только сам режиссер. Птаха играет пафосного Птаху, а женские роли в «Брате 3» — отдельный вид искусства. Редко встретишь фильм, где абсолютно все актрисы тупо декламируют текст на камеру, сопровождая его настолько фальшивыми эмоциями.

Это всего лишь теория, но, возможно, столько женщин в фильме появилось благодаря Александру Донскому. Вполне возможно, что он выпросил себе маленькую роль за то, что притащит на площадку всех своих моделей. Кстати, фанаты Александра тоже выйдут из зала расстроенными: герой у бывшего мэра Архангельска уж больно эпизодический и немногословный.

Единственное, что действительно удивило — съемки разных новелл разными камерами. Похоже, у режиссера накопилась немаленькая коллекция киноаппаратуры, в том числе и советской, и в «Брате 3» он развернулся на всю катушку. Местами картинка получилась очень приятной и, возможно, у режиссера есть будущее в клипмейкерстве.

Третий «Брат», само собой, не стоит всего шума, который вызывает в интернет-пространстве. Балабанов никоем образом не пострадает из-за творения Переверзева, ничего нового во франшизу он тоже не привнесет.

Это кино о женщинах легкого поведения, о музеях секса и о пафосном Птахе, играющего лучшую версию себя.

Отметим, что это далеко не первая попытка снять третьего «Брата». Трэш-блогер Vjlink как-то перебрал со стимуляторами и выложил короткометражку «Брат 3 младший» с собой и Стасом Барецким в главных ролях. Ролик был заявлен, как трейлер будущего фильма, но стимуляторы кончились, творческий порыв Кирилла Зырянова сменился не менее творческим запоем, и его версия «Брата» так и не увидела свет.

В 4 минутах от Vjlinkа было больше духа Балабанова, чем в двух часах фильма Переверзева и это лишний раз подтверждает, что название здесь исключительно ради хайпа.

18+

Александр Губкин.