Давно уже не секрет, что западные спецслужбы в отношении других стран совершенно не церемонятся — ведут себя, как будто это их подвассальные территории.
Куда хотят — туда и вламываются, с кем хотят — с тем встречаются. Чаще всего это делается под покровом статуса дипломатического работника. Диппредставитель обладает неприкосновенностью похлеще чем депутат Госдумы.
Между тем в любой стране мира существуют правила посещения, которые обязан соблюдать любой иностранный гражданин, в том числе и дипломат.
Понятно, что нельзя без соответствующего разрешения компетентных органов посещать ЗАТО и территории городов с ограниченным доступом. В Архангельской области понятно, что это Мирный и Северодвинск.
Эти правила есть во всех без исключения странах. И многие соотечественники при посещении даже таких государств, как Египет, ОАЭ или Оман, наверняка сталкивались с этим.
И это очень вам повезёт, если просто отделаетесь при попытке фотографировать предупреждением. В Омане вас могут и подвергнуть обыску и технику изъять.
Бывает и похлеще.
Ваш покорный слуга был на самом южном атоле Мальдив Адду и своими глазами видел яхту соотечественников, которая решила сходить за горизонт в сторону Диего-Гарсия и приблизиться к этому атолу.
Корма была изрешечена, а глаза туристов полны ужаса.
Так защищают свои секреты западные страны.
Казалось бы, надо уважать и интересы других. Но ощущение превосходства и вседозволенности, а попросту отсутствие элементарной культуры привело к тому, что им по лампочкам до наших правил.
Распустили их в 90-е.
Теперь распустившихся периодически приходится вылавливать и делать внушения.
Вот недавний случай в Архангельской области. От других случаев он отличается налётом комичности и прямо-таки «святой простотой», в которых попытались пробиться к стратегическим объектам два дипработника стран НАТО.
Такое ощущение, что они даже не боялись запалиться.
Это будто дешёвый водевиль, поставленный где-то на уличных подмостках Авиньона для невзыскательной публики, пьющей пиво в деревенском пабе.
Итак, прикиньте, 31 декабря. В аэропорту Архангельска сходит с трапа влюблённая парочка — 36-летний португалец Мартинес Да Силва и 35-летняя француженка Кассиопе Вьен.
Видимо, наши турчиновники и их записали в туристы.
А что, в Москве же в Новый год нечего делать. А тут экзотика — романтическая ночь дипломатов на крайнем севере.
Целуются, глазки строят, обнимашки. Будто никто вокруг не понимает, что Да Силва и Кассиопэ — это даже внешне не то что Иван да Марья.
Ок. Спустились. Такси — отель в центре Архангельска. Уже полдень. До боя курантов полсуток. Уединились. Что они там делали — достоверно неизвестно, но всем понятно. Явно секса не было — граждане из стран НАТО собирались в путь.
Казалось бы, где в Поморье встретить романтично новый год двум влюблённым? Малые Корелы, Голубино?
Прогулка по Чумбе? Поход на лыжах в лес к волкам?
Нет. Романтичнее места чем… промышленный Северодвинск не найти. Мало того, что Севск — отнюдь не новогодняя достопримечательность. Так там в Севске есть ещё Ягры, где уж точно не встретишь новогодней романтики.

Они думали, что никого не смущает, что некто Да Силва с подругой КассиопЭей на ночь глядя, в Новый год, выходят из отеля и берут такси до Северодвинска.
Может, они полагали, что полиция в новый год тоже празднует? Но не тут-то было. Наша полиция и в Новый год бдит.
Тем более что одинокое такси, мчащееся поздним новогодним вечером из Архангельска в Северодвинск, просто не может не вызвать подозрений.
Так и случилось. Остановили. Попросили предъявить документы. А там дипломатические паспорта Да Силвы и Кассиопэи Вьен. При этом дипломаты как духу признались, что у них нет разрешения РУ ФСБ на посещение закрытого для них Северодвинска.
Более того, Кассиопэя так прямо и призналась: дескать, едем на Ягры.
Правда? На Ягры в новогоднюю ночь для интимной романтики? Других мест нет.
Понятно, что северодвинские полицейские исключительно грамотные люди — знают, что дипработник неприкосновенен. Поэтому был составлен протокол и такси с влюбленными дипломатами было отправлено обратно в Архангельск с сопровождением.
Инцидент исчерпан.
Но вопросы остались. И это вопросы к наглости. Неужели нас считают за дураков или за заморский департамент Франции?
Рассуждения насчёт «не знали» — это для малолетних. Чушь. Каждый дипломат перед поездкой в страну пребывания получает исчерпывающий инструктаж. Каждый французский дипломат знает перед въездом, к примеру, в Саудовскую Аравию, что нельзя в полуголом виде пить пиво на улицах Джидды.
Так и перед поездкой к нам в страну.
Что касается личностей дипломатов. Да Силва — так себе, неприметная персона.
А вот Кассиопэя Вьен — та ещё штучка.
Про неё есть даже в открытом доступе. Формально она значится советником отдела прессы посольства Франции. Но что-то смущает. Помните книгу «Журналист». Она о том, как под маркой журналиста можно вполне вести разведывательную деятельность. Методы и цели схожи: выведать, найти, донести.
А вот и факты.
Во французской прессе без труда можно найти интервью с полковником Лораном Лесаффре — атташе по внутренней безопасности посольства Франции в Руанде. И там рядом с ним та самая Кассиопэя Вьен.

То есть получается, что она тоже связана с вопросами безопасности. И если мы всё правильно понимаем, то и её «советник по СМИ» — это ширма.
И вот эта дамочка, прихватив в качестве партнёра на новогоднюю ночь мальчика Да Силву, едет на Ягры, где подводные лодки и стратегические объекты.
Ох, как мило всё это.
Впрочем, как вы уже знаете, парочка не доехала благодаря бдительности полицейских.
А теперь просто прикиньте, что в новогоднюю ночь на пустынном шоссе по направлению к военной базе Франции мчится парочка русских с фотоаппаратами.
Думается, что всё могло быть жестко.