Архангельские депутаты рассмотрели главный финансовый документ города на 2024 год и плановый период 2025–2026 гг.

Основные доходы на 2024 год составляют 15 700 267 444 рубля 73 копейки, расходы — 16 433 267 444 рубля 73 копейки, дефицит — 733 млн рублей.

Доходная часть бюджета, как обычно, состоит из налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

В основном, налоговые и неналоговые доходы сложились за счет налога на доходы физических лиц, доля которого на 2024 год составляет 69,2%, далее идут налоги на совокупный доход — 11,2%, налоги на имущество — 8,5%, акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, прочие налоговые доходы — 1,7% и неналоговые доходы — 9,4% от общего объёма налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.

В структуре безвозмездных поступлений из областного бюджета основной удельный вес приходится на субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий, доля которых на 2024 год занимает 69,2%.

В структуре расходов бюджета на 2024 год основной объём приходится на отрасли социально-культурной сферы, доля которых составляет 59,6%, далее идут отрасли городского хозяйства с удельным весом 23,8%, прочие расходы составляют 16,6%.

В расходной части бюджета также предусмотрено сохранение действующих условий оплаты труда и обеспечение решений по повышению оплаты труда отдельных категорий работников, а также учтены тарифы на оплату коммунальных услуг, установленные агентством по тарифам и ценам Архангельской области.

На реализацию национальных (федеральных) проектов на условиях софинансирования с федеральным и областным бюджетами предусмотрено на 2024 год — 960,4 млн рублей, на 2025 год — 450,7 млн рублей и на 2026 год — 206,9 млн рублей.

Городская адресная инвестиционная программа сформирована на 2024 год в объёме 1 млрд 882,5 млн рублей, на 2025 год — в объёме 1 млрд  31,7 млн рублей, на 2025 год — в объёме 187,8 млн рублей.

В проекте бюджета на 2024 год предусмотрены средства на:

Муниципальный дорожный фонд сформирован на 2024 год в сумме 2 млрд 153,1 млн рублей, на 2025 год — в сумме 1 млрд 194 млн рублей, на 2026 год — в сумме 349,6 млн рублей.

Зампред городской Думы Рим Калимуллин поинтересовался, сколько средств планируется потратить на ремонт учреждений культурной сфере. Директор департамента финансов городской администрации Вера Лычёва пояснила: 105 млн рублей.

Депутат Виталий Морозков спросил о повышении цен на проезд в автобусах и уточнил, скажется ли это в лучшую на качестве пассажироперевозок.

— По поводу повышения тарифа есть методика расчёта. На бюджет города увеличение стоимости не повлияет, — пояснил замглавы Архангельска по инфраструктурному развитию Александр Майоров. — Что касается повышения качества услуг: все прописанные в контракте требования перевозчик должен соблюдать. В «Рико» есть специалист, который отвечает за безопасность дорожного движения. Все возникающие моменты мы с компанией прорабатываем. Если есть факты неприемлемого поведения сотрудников «Рико» или нарушений ПДД — обращайтесь, проработаем.

— Буквально сегодня утром был свидетелем неаккуратного движения автобуса № 44, — отметил председатель Архангельской гордумы Иван Воронцов. — Но даже я не знаю, куда нужно писать или звонить в связи с этим, не говоря уже о простых жителях. Нужно сделать информацию с контактами более открытой.

Депутат Владимир Хотеновский озаботился финансированием в сфере культуры.

— Вопрос заработной платы в этой сфере мы обсуждаем регулярно, — ответила начальник Управления культуры администрации Архангельска Наталья Зарубина. — Средняя зарплата увеличится с 50 083 рублей до 59 045 рублей. В проекте бюджета эта разница заложена.

 — Мы должны финансировать эту сферу на 100 процентов, а заработанные деньги учреждения культуры должны оставлять на развитие, — отметил Хотеновский. — В прошлом году говорили, что подход к финансированию изменится, но пока этого не происходит. Мы даже библиотеку заставляем зарабатывать. Это неправильно.

— Цена вопроса — 60-70 млн рублей, — заявил замглавы Архангельска по экономическому развитию Даниил Шапошников.

Бюджет столицы Поморья принят в первом чтении практически единогласно. Единственным «воздержавшимся» стал депутат-коммунист Виталий Морозков. 

Прямая речь

Председатель Архангельской городской Думы Иван Воронцов («Единая Россия»):

— Бюджет на 2024 год остаётся социально ориентированным. Около 60% расходов предусмотрено именно на социально-культурную сферу: это заработная плата работников бюджетной сферы, капитальный и текущий ремонт школьных, дошкольных, культурных, спортивных учреждений.

Продолжится реализация нацпроектов, на софинансирование которых предусмотрено порядка 960 млн рублей. На программу комплексного развития территории Архангельска предусмотрено 2,8 млрд рублей. На ремонт и строительство дорог в бюджете заложено практически 1,5 млрд рублей.

Стоит отметить, что в сравнении с предыдущим годом увеличение доходной части городской казны составит один миллиард рублей, а по отношению к 2018 году доходы увеличились практически в два раза.

Заместитель председателя Архангельской городской Думы Рим Калимуллин («Единая Россия»):

— Основная задача нас, как депутатов, — расставить приоритеты в расходовании бюджетных средств, донести запросы людей до руководства городской власти. Сформировать запрос. Принимая решения, взвешивая все за и против, администрация города и депутатский корпус определили максимально нужные направления, куда направить ассигнования.

Ключевые задачи, которые стоят перед бюджетом, — безусловное выполнение всех социальных обязательств и создание условий для развития, как экономического, так и образовательного, и культурного. 

Очень важно было не допустить уменьшения финансирования социальной сферы и культурных учреждений. Мы это сделали. Бюджет максимально реалистичен и сбалансирован.

Депутат Виталий Морозков (КПРФ):

— Считаю, что в городском бюджете недостаточно эффективно проработан вопрос сокращения муниципального долга. На сессии отмечалось, что происходит рост доходов. Но вместе с тем верхний предел муниципального долга на текущий момент на два миллиарда рублей выше, чем было четыре года назад.

На наш взгляд, в администрации Северодвинска работа в этом направлении выстроена более эффективно. Получается, что в городе происходят большие преобразования, но вместе с темы мы повышаем долги. Поэтому фракция КПРФ решила воздержаться от голосования по данному вопросу.

Депутат Владислав Виривский («Новые люди»):

— Администрацией Архангельска и всеми профильными департаментами была проделана большая работа над составлением проекта бюджета на 2024 год. Можно отметить его сбалансированность и соответствие всем предъявляемым нормам и требованиям.

Депутат Мария Харченко (ЛДПР):

— 2024 год президентом РФ Владимиром Путиным объявлен годом семьи, особое внимание уделяется мерам поддержки молодых семей, семей с детьми и многодетным. В этом направлении предполагается увеличение расходов на возмещение оплаты к месту отдыха, обеспечение бесплатного питания детей из малоимущего семей. 

Вместе с тем наша фракция настаивает, чтобы был предусмотрен бесплатный или льготный проезд для школьников города. Мы продолжим прорабатывать этот вопрос. 

Депутат Сергей Чанчиков («Единая Россия»):

— Практически по всем основным статьям идёт увеличение средств, городские власти продолжат ремонт дорог, будет продолжена реализация программы «Формирование комфортной городской среды». Предусмотрены финансовые средства на расселение граждан из аварийного жилого фонда, продолжится строительство крупных инфраструктурных объектов.

Работу администрации при составлении бюджета оцениваем достаточно хорошо. Но есть пожелание, чтобы мы стали привлекать деньги не только со стороны региона и федерации, но и бизнеса — для улучшения инвестиционного климата в регионе. 

Всё-таки мы позиционируем себя как столицу Арктики, поэтому хотелось бы, чтобы сюда приходили средства извне. 

После принятия бюджета-2024 депутаты Архангельской гордумы перераспределили финансы на 2023-й.

По предложению Архангельской городской Думы уменьшены бюджетные ассигнования в связи с экономией на обеспечение деятельности Думы в сумме 4 млн рублей рублей, в том числе на оплату труда с учётом начислений и компенсационные выплаты:

Кроме того, уменьшены траты на реализацию подпрограммы «Социальная политика» в связи с экономией на 6 970 800 рублей.

Направить сэкономленные средства планируется на проведение на разработку документации по капремонту инженерных сетей Эколого-биологического лицея имени Лаверова» (2 300 000 рублей), на устранение предписаний МЧС в части замены автоматизированной системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией для детских садов №№ 93, 59, 70 (4 248 600 рублей), а также на развитие материально-технической базы детских садов №№ 37, 56, 96, 121.

422 тысячи рублей будет также добавлено на ремонт дверей и окон культурного центра «Маймакса».

Решение депутатами принято единогласно.

Далее было отменено решение Архангельской гордумы от 30.11.2022 № 610 «О согласовании предложения о безвозмездной передаче недвижимого имущества из собственности Архангельска» в собственность региона.

На прошлогодней ноябрьской сессии депутаты приняли решение передать теплицу и земельный участок на Кедрова, 34/1 в собственность региона. Региональный центр патриотического воспитания планировал «использовать теплицу и учебные места для проведения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи».

Что конкретно под этим подразумевается — неизвестно. Может, хотели научить окопы рыть, может, картошку с помидорами садить. Непонятно.

В Министерство имущественных отношений Архангельской области был направлен пакет документов для принятия решения о передаче имущества, а то, в свою очередь, «после проведения совещаний различного уровня по вопросу использования вышеуказанного имущества» предложило передать его обратно средней школе № 62 всё для тех же мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи.

Сегодня на сессии было принято решение об отмене прошлого решения.

Теплица и участок остаются в собственности города.

Хэппи-энд.

Кроме того, архангельские депутаты заслушали доклад о готовности объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства города к работе в наступивший осенне-зимний период.

Напомним, что, как и в прошлые годы, региональный центр снова не получил паспорт готовности к отопительному сезону из-за ряда замечаний, касающихся деятельности теплоснабжающих организаций.

В целом же объекты жилфонда, котельные, тепловые, электрические и водопроводные сети, как следует из доклада, готовы к зиме на 100 процентов.

Депутат Сергей Сметанин поинтересовался, каким образом в горадмине оценивают качество поступаемого на котельные топлива.

— Арендатор объектов обязан приобрести необходимое топливо, и если у нас есть сведения о каких-либо нарушениях, мы выезжаем на место и проверяем в том числе и качество топлива, — ответил директор департамента городского хозяйства Администрации Алексей Ганущенко.

Сергей Сметанин привёл в пример ситуацию с котельной на Экономии, на которой в прошлый период произошла авария из-за некачественного топлива.

— Мы провели работу с подрядной организацию по устранению проблемы, и проверим ещё раз, — ответил Ганущенко.

— Как вы контролируете готовность управляющих компаний к отопительному сезону? — спросил председатель гордумы Иван Воронцов.

— В каждом округе Архангельска есть рабочий штаб, который принимает от УК информацию о готовности к отопительному периоду, — пояснил Ганущенко. — В соответствии с этим выдаётся акт о готовности. На данный момент он не получен у 3 управляющих компании.

На сессии были внесены изменения в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы областной столицы.

Вопрос, по сути, технический: приведение муниципального правового акта в соответствии с положениями Федерального закона № 67-ФЗ

В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 ФЗ № 67, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

«Такое ограничение пассивного избирательного права введено федеральным законодателем в качестве особого конституционно-правового препятствия для занятия выборных публичных должностей, сопряжённого с повышенными требованиями к репутации избираемых кандидатов, что обусловлено их прямым участием в принятии правовых актов и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий», — говорится в пояснительной записке.

Были также рассмотрены по сути технические вопросы имущественного характера, в частности, «О цене земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Архангельск», при их продаже без торгов» (подробнее здесь), внесли изменения в состав комиссии по восстановлению прав реабилитации жертв политический репрессий и одобрили МУП «Водоочистке» сделку на 20 млн рублей по охране объектов предприятия.