Режиссер: Джесси Джонсон.

В ролях Ольга Куриленко, Петер Францен, Люси Мартин, Ник Моран, Клайв Стэнден

Премьера в мире: 26 октября 2023 года. 

О забастовке сценаристов и актеров слышали все, но никто не говорил, что к ним, кажется, присоединились еще и художники по костюмам, гримеры, исторические консультанты и сами постановщики. Либо вся киноиндустрия вышла на протест единым строем, либо пора признать, что популярное кино в этом году сделало большой шаг в сторону деградации. 

В жанре исторических фильмов за целый год вышел лишь один достойный — «Оппенгеймер». Если «Наполеон» с Хоакином Фениксом выйдет хорошим, то таких лент будет две. 

Сегодня же придется обратиться к одному из самых провальных релизов года — британской «Боудике: Королеве воинов». В оригинале лента называется просто «Боудика», ведь никому в Великобритании не нужно объяснять, кто это. У нас же решили сыграть на ностальгии по дешевому сериалу из 90-х «Зена — Королева воинов». Забавно, что качество фильма 2023-го года и телесериала из 1995 примерно сопоставимо. 

Итак, Боудикка (авторы фильма где-то потеряли вторую «к» в имени) — полулегендарная героиня британской нации, вроде нашего Рюрика. Именно от восстания племени инцелов иценов против Рима англичане начинают отчет национальной истории. Памятник Боудикке стоит напротив здания парламента в Лондоне и образ этой женщины знаком каждому жителю Альбиона с малых лет. 

Римский историк Тацит, во времена восстания бывший маленьким итальянским мальчиком, позже напишет, что ицены взбунтовались, не желая быть полностью поглощенными Империей, к ним присоединились другие племена кельтов и пиктов, объединенная армия взяла крупные города Камулодун, Веруламиум и даже столицу провинции Британия — Лондиний. Успех восстания был недолгим и вскоре перегруппировавшиеся римляне выбили варваров из всех населенных пунктов, казнили многих пленников, а сама Боудикка, словно имперский легат, упала на меч, не желая попасть в руки к врагу. 

Несмотря на популярность образа, вождица кельтов не часто появляется в экранизациях. В наши дни воплотить образ Боудикки взялся автор боевиков категории «Б» Джесси Джонсон. Не имея ни серьезного бюджета, ни интересного сценария, ни желания раскрыть известный образ под новым углом, Джонсон залез на территорию пеплумов и в результате получился ожидаемый провал. 

«Кинопоиск» говорит, что за 2 недели мирового проката «Боудика» собрала каких-то 100 тысяч долларов, причем половину из них в России. Видимо, роль украинки Ольги Куриленко в западных фильмах по-прежнему способна завлечь соотечественников в кинотеатры. Вместе с Куриленко в ленту Джонсона перекочевала большая часть каста из сериала «Викинги». Похоже, что на хоть сколько-нибудь известные имена и ушла львиная часть денег, ведь всё остальное снято за 5 копеек и выглядит соответственно. 

Даже такую известную всем и каждому вещь, как шлем римского легионера, костюмеры «Боудики» сумели сделать непохожим на самого себя. Кельты же выглядят, как самый стереотипный образ варваров: закутанные в шубы, в кожаных тапочках на босу ногу, борода и круглый щит — обязательны. Сама Боудикка же разве что бронелифчик не носит, в остальном её образ очень сильно напоминает женщину-варвара из 80-х годов прошлого века. 

Римляне также не отстают от экранных оппонентов в стереотипах на минуту хронометража. Развратники, гедонисты и мужеложцы дома, на фронте превращаются в беспринципных карателей. Несмотря на то, что фильм про Британию 1 века нашей эры, знакомство с римлянами начинается с распятых вдоль дорог христиан. По-другому авторы не смогли показать Империю, угнетающую весь известный мир. 

Религиозные различия самих римлян с кельтами и пиктами также не показаны. В кадре иногда мелькают друиды, но не стоит ждать пояснений их верований. Достаточно того, что варвары не хотят быть рабами, а легионы Рима — это штурмовики из Звездных Войн. 

Знакомство с иценами начинается с показа сказочно утопического жития счастливого семейства Праустага, его жены Боудикки и их дочерей-близнецов. Все счастливы и улыбаются, словно в рекламе молока. Но с появлением неприятного господина прокуратора вместе с десятком легионеров облака сгущаются, улыбки с лиц исчезают, а повсеместной идиллии приходит конец. 

Праустага убивают, дочерей убивают и надругаются над ними (или наоборот), а Боудикку чуть не запарывают до смерти. Её спасают два воина из сопротивления, выхаживают и уговаривают возглавить восстание. 

Да, вот так просто. Пока героиня спала за неё собрали армию, которая почему-то не против подчиняться женщине. Её остается только поднять меч, издать боевой клич и двинуться на Юг вместе со своими людьми. 

Кстати о женщинах. Прознав о восстании в Британии император Нерон издает отдельный указ о том, что в его Империи женщина больше не может занимать руководящих постов. Ох уж и сексист этот наш император. До него ведь всё было совсем по-другому. У женщин в Риме до Нерона было настолько много прав, что первая дочь в семье брала женскую версию имени отца, что и говорить о каких-либо должностях. 

В Британии же все абсолютно точно понимали латынь, умели читать на ней, умели читать и писать в принципе и непременно понимали, что закон написанный человеком, а не богами нужно обязательно исполнить. И, в отличие от римлян, у древних кельтов-то с равноправием было всё в полном порядке и им явно требовался отдельный указ, чтобы не подпускать женщину к руководству чем-либо. 

У Уильяама Уоллеса из «Храброго сердца» ушло полфильма, чтобы объездить шотландских лордов, убеждая их выступить единым фронтом против Англии. Даже Теоден Роханский пару минут подумал перед тем, как прийти на помощь Гондору. Боудикка же никак не проявила себя до смерти мужа, но уже заслужила право на ведущую роль в восстании. 

Кстати, армия — это сильно сказано. Похоже, что у авторов не хватило денег даже на массовку. В очень редких кадрах можно встретить больше 20-30 людей в кадре. К финальной битве действие раскачивается и число массовки растет до 50 человек в кадре, но ни про какой эпик думать не приходится. Батальные сцены специально как можно сильнее заливали нарисованным дымом и затемняли, чтобы скрыть отсутствие масштаба. 

Кровь в фильме есть и её много, но, в основном, нам просто крупным планом показывают, как меч вонзается в чью-нибудь тушку и с чавканьем выходит обратно. Ни тебе боевой хореографии, ни интересно летающих рук и ног, отдельно от туловища, ни вспарывания животов. 

Причем длинная батальная сцена в финале сплошь состоит из крупных планов протыканья мужчин острыми предметами. Камера скачет от одного воина к другому, монтажер бьется в припадке, набрасывая рандомные боевые кадры один на другой. Вместо динамики на экране происходит хаос за которым сложно следить настолько, что глаза устают физически. 

«Боудика: Королева воинов» очень напоминает фэнтези-боевики конца 80-х типа «Конона-варвара», но без того веселья. 40 лет назад героиню обязательно бы показали без одежды, прописали любовную линию, выдали бы команду из ловкача-шутника, силача и комедианта и отправили бы месить врагов голыми руками. 

Сегодня же мы имеем очень дешевое кино с огромным апломбом на отстаивание прав сильных женщин и сохранение исторической памяти. Когда в прокате появляются такие фильмы, как «Боудика: Королева воинов», где-то в мире наверняка радуется один Уве Болл. И страдают все, кто отважился на его просмотр.

18+

Александр Губкин.